Кинообозреватель ЕАН Максим Гареев подготовил подборку из 10 хороших, но подзабытых ныне картин одного из главных героев нашего детства, которому буквально на днях исполнилось 65 лет.
Глобальный карантин связал по рукам и ногам, заставив вынужденно проводить дома как можно больше времени, но в этом есть и свои плюсы. У нас наконец-то появилась возможность дочитать вечно откладываемые в сторону книги и посмотреть те фильмы и сериалы, на которые никогда не хватало времени. Например, можно освежить в памяти (а некоторым и вовсе впервые посмотреть) кое-какие отличные картины из обширной фильмографии Брюса Уиллиса. Тем более повод есть — главный «Крепкий орешек» мирового кино недавно отпраздновал свой 65-летний юбилей. Отмечу только, что я намеренно не стал включать в список его самые популярные роли, поскольку их и так все помнят и любят. А вот найти что-нибудь неизведанное и при этом хорошее — вдвойне приятно.
«Гудзонский ястреб» (США, 1991). Режиссер — Майкл Леманн
Этот фильм, растоптанный критиками на Западе и практически похоронивший своим внушительным кассовым провалом студию TriStar Pictures, тем не менее у нас в разгар эпохи видео пользовался успехом. Кино и на самом деле неровное: откровенная стебово-фарсовая атмосфера порой может и раздражать, а некоторые шутки вызывают лишь недоумение, однако плюсы все же перевешивают. Шикарный каст, куча забавных пародийных моментов и невероятно обаятельный, вовсю прикалывающийся и даже отлично поющий Брюс Уиллис заставят вас полюбить эту картину.
«Последний бойскаут» (США, 1991). Режиссер — Тони Скотт
1991 год оказался в карьере Уиллиса невероятно плодотворным — на экраны вышли сразу 4 фильма с его участием. Но только «Последний бойскаут» оказался самым успешным и пересматриваемым из них. И абсолютно заслуженно. Отличный сценарий Шейна Блэка с лихими поворотами сюжета и иронично-циничными диалогами, которые мы до сих пор цитируем, зубодробительный экшн от Тони Скотта, классный дуэт Брюса Уиллиса и Дэймона Уайанса, а в качестве бонуса — классический перевод Андрея Гаврилова, идеально вписывающийся в атмосферу. Вот вам и рецепт боевика, ставшего по-настоящему культовым.
«На расстоянии удара» (США, 1993). Режиссер — Роуди Херрингтон
Брюс Уиллис вскоре продолжил эксплуатировать образ сильно пьющего бывшего полицейского. На сей раз — в детективном триллере, который звезд с неба не хватал, но на видеокассетах пользовался определенным успехом. Закрученная интрига, примечательный каст с молодой Сарой Джессикой Паркер и множеством хороших характерных актеров на подхвате — получилось неплохо. Далеко не идеальное, но занимательное кино, в компании с которым можно скоротать вечер.
«Цвет ночи» (США, 1994). Режиссер — Ричард Раш
У этого эротического триллера непростая судьба. Постановщик по ходу съемок постоянно конфликтовал с маститым продюсером Эндрю Дж. Вайной, который затем настоял на выходе в прокат сокращенной почти на 20 минут версии фильма. Картина потерпела полное фиаско по всем фронтам — кассовый провал, разгром критиками, куча номинаций на «Золотую малину», а режиссеру это стоило трудной операции на сердце и завершения карьеры. Однако впоследствии его без малого 2,5-часовой вариант фильма был оценен по достоинству, и некоторые киноведы даже забрали свои слова назад. Так что с ним обязательно стоит ознакомиться — хотя бы из-за суперхита Лорен Кристи, который до сих пор крутят по радио, и одной из самых рискованных и откровенных ролей в карьере Брюса Уиллиса.
«12 обезьян» (США, 1995). Режиссер — Терри Гиллиам
Звучит зловеще и грустно, но сейчас любое кино про глобальную эпидемию вдруг оказалось актуальным. Мрачная фантастическая картина Терри Гиллиама, в которой герой Уиллиса отправляется прошлое, чтобы попытаться спасти человечество от вымирания, не исключение. Пусть даже сейчас этот фильм в основном вспоминают как бенефис Брэда Питта, выигравшего «Золотой глобус» и номинированного на «Оскар» за лучшую роль второго плана, но и Брюс в ней очень хорош. Постановщик заставил его отказаться от своих фирменных актерских приемов, и это принесло свои плоды. Так что не пропустите.
«Герой-одиночка» (США, 1996). Режиссер — Уолтер Хилл
У ваших родителей наверняка была видеокассета с этим фильмом. Казалось бы, все составляющие крутого боевика на месте, однако, как это часто бывало в карьере Уолтера Хилла, картина так и осталась в различных топах недооцененных экшенов девяностых. Невероятная смесь из классического сюжета Акиры Куросавы (японского маэстро даже упомянули в титрах), вестерна, нео-нуара и зрелищных перестрелок в стиле Джона Ву, возможно, оказалась слишком киноманской и не пришлась по душе широкому кругу зрителей. Однако это кино все же обладает своим специфическим обаянием, которое на вас наверняка подействует.
«Шакал» (США, 1997). Режиссер — Майкл Кейтон-Джонс
Ремейк классического политического триллера «День шакала», снятого по знаменитому роману Фредерика Форсайта, получился, конечно, хуже оригинала и не произвел какого-либо резонанса. Кино вышло несколько холодным, плюс в сюжет вновь вписали карикатурную русскую мафию (и без смешных фраз на ломаном русском не обошлось), а между персонажами не было ощутимой химии. К тому же Брюс Уиллис и Ричард Гир поклялись больше никогда вместе не работать, что свидетельствовало о непростой атмосфере на съемках. Но это вполне эффектный и напряженный триллер, а Уиллис действительно неплохо сыграл главного антагониста, менявшего по ходу действия личность столько раз, что можно было сбиться со счета. Как бонус — еще совсем молодой Джек Блэк в неожиданной роли.
«Меркурий в опасности» (США, 1998). Режиссер — Харольд Беккер
За год до того, как герой Брюса Уиллиса пытался докопаться до истины в компании маленького мальчика в суперхитовом «Шестом чувстве», на большие экраны вышла своего рода генеральная репетиция будущего культового фильма. В картине «Меркурий в опасности» персонаж Уиллиса защищает от федеральных агентов ребенка-аутиста, случайно сумевшего разгадать новейший правительственный код. И здесь получилось кино именно из разряда «не шедевр, но мило». Крепкий, реалистичный и временами даже трогательный экшн-триллер с достойной работой актеров (Алек Болдуин, как всегда, блеснул в роли наделенного властью человека) — удовольствие получить вполне можно.
«Бандиты» (США, 2001). Режиссер — Барри Левинсон
Элегантная и остроумная криминально-романтическая комедия от создателя «Человека дождя» также не пользовалась успехом в прокате, к тому же ее сейчас уже изрядно подзабыли. Однако кино это хорошее, доброе и ироничное, лишенное штампов и украшенное игрой актерского трио Брюс Уиллис – Билли Боб Торнтон – Кейт Бланшетт. Здесь, конечно, нельзя не отметить, что все шоу крадет экс-супруг Анджелины Джоли — Торнтон просто потрясающе сыграл чудаковатого ипохондрика с целой кучей различных фобий, и это однозначно одна из лучших ролей в его карьере.
«16 кварталов» (США, 2006). Режиссер — Ричард Доннер
Завершает подборку последний фильм именитого постановщика (но вполне вероятно, вскоре он снимет пятую часть своего главного детища — «Смертельного оружия»). Это крепкий, несколько старомодный, но динамичный боевик, в котором герой Брюса Уиллиса — сильно пьющий ветеран-полицейский — пошел против своих коллег, чтобы защитить важного свидетеля — болтливого чернокожего паренька в исполнении рэпера Ясина Бея. Опять же, все это мы видели уже сто раз, однако кино получилось вполне достойным, а в фильмографии Брюса есть картины и намного хуже.
Максим Гареев