Крупные города в России вот-вот закроют на полный карантин, число жертв вируса растет, но люди продолжают игнорировать правила безопасности. Нерабочую неделю некоторые свердловчане восприняли как каникулы: кто-то отправился на шашлыки, кто-то – в гости к родителям, друзьям. А те, кто решил самоизолироваться, столкнулись с тем, что жить в четырех стенах с близкими совсем не просто, о них узнаешь много нового, чего в обычном ритме жизни на замечал. Психиатр, руководитель клиники «Елизар-мед» Дмитрий Детков в интервью ЕАН объяснил, почему россияне все еще не боятся коронавируса, и рассказал, как карантин может принести пользу вам и вашей семье.
- Скажите, почему часть наших соотечественников до сих пор не воспринимает угрозу заражения всерьез?
- Восприятие угрозы связано с инстинктом самосохранения, в целом с психическим здоровьем. В этнокультуральной психиатрии - это наука, которая занимается изучением особенностей типологии личности в зависимости от культуры, этноса, - выделяются психотипы наций. Нации формируются под влиянием исторических, религиозных, геополитических, экономических, культурных, природных факторов. Психотип нашего народа формировался под влиянием большой территории, внешних и внутренних катаклизмов, постоянных войн, сурового климата, жесткости государственной политики.
В итоге у россиян сформировался стойкий, терпеливый характер, смышленость, навыки выживания в условиях лишений и голода. Можно вспомнить, как во времена Второй мировой войны под Москвой немцы жгли дорогое топливо, а наши додумались из двух банок из-под тушенки смастерить печь и жечь там щепки, чтобы греться. И таких примеров масса. Перед лицом опасности русский народ неоднократно демонстрировал способность сплотиться, действовать коллективно, идти до победного конца, не сдаваться даже в проигрышных ситуациях.
Но при обилии опасностей нация научилась проявлять толерантность к ним. Инстинкт самосохранения не может реагировать на все угрозы одновременно. Опасности анализируются, обобщаются, ранжируются. Выделяется только самое страшное - то, что угрожает жизни человека. С остальными возникают варианты сосуществования.
Если мозг у наших людей будет думать о смертельной опасности 360 дней в году, 24 часа в сутки – то он будет парализован. Человек забудет о еде, сне, отдыхе, размножении. Хотя эти функции должны реализовываться даже в условиях серьезной опасности. Поэтому у мозга возникает защитное торможение, согласно утверждению Ивана Павлова.
Вырабатываются защиты, многие из которых мы знаем. Люди говорят: «Нас это не касается, это где-то далеко в Италии», «Когда гром грянет – тогда мужик и перекрестится». Все это оправдания, на самом деле жить хотят все. И смертельный фактор вызывает в российском обществе быструю мобилизацию, сосредоточенность действий.
Вспомните, когда террористы захватывали школу в Беслане, больницу в Буденновске – мы видели отклик всего населения, готовность освобождать заложников, уничтожать террористов. Именно такая мобилизация и свойственна нашему обществу.
Во многих россиянах генетически заложена память предков, мы потомки Невского, Суворова, Ушакова, Кутузова, Жукова. И поэтому в нас живет инстинкт непобедимых предков. Поэтому мобилизация даст почувствовать каждому россиянину себя частью единого общества, которое борется с угрозами.
- И когда же народ начнет понимать все серьезность ситуации?
- Есть еще один аспект проблемы. Наши люди, будучи воинами, привыкли получать удовольствие от этого, адреналин. Идя на осознанный риск, человек действительно получает удовольствие – это факт. Вспомните Гоголя, который писал в «Мертвых душах»: «Эх, русский народ, который не хочет умирать своей смертью». Когда же каждый человек наконец поймет, что угроза реальна, что у нас уже 20% заразившихся никогда не были за границей, вспомнят, что за последние несколько дней сотни наших соотечественников вернулись домой из Европы и могут быть инфицированными, - тогда, возможно, многовековые традиции выживания нашего народа сработают. Каждый будет думать, как сообща победить это болезненное поветрие, опасаться заразить своих детей или родителей.
- Многие сейчас вынуждены соблюдать карантин и сидеть дома. Проводить недели в замкнутом пространстве достаточно непросто, все спасаются, как могут. Есть и те, кто коротает время за стаканчиком вина. Насколько это опасно для человека, поможет ли алкоголь в борьбе со скукой?
- Во время карантина временно меняется привычный образ жизни человека, он теряет свободу передвижения, доступа к занятиям, которые приносили удовольствие и пользу. От избытка свободного времени и подавленности вырастает уровень употребления никотина и алкоголя. А эти вещества являются серьезными депрессогенами. Они высушивают мозг эмоционально, лишают ресурсов нервную систему.
Эти вещества формируют депрессивную реакцию, которая вынуждает впрыскивать все новые дозы никотина, спиртного. В итоге только снижается гуморально-клеточный иммунитет, который необходим и для борьбы с коронавирусом. У человека тают силы, повреждается мерцательный аппарат легочного эпителия – именно эти реснички выгоняют из наших бронхов и легких всю грязь и заразу. У курильщиков эта защита парализуется.
- Как пройти карантин и не развестись?
- В ситуации подавленности и неудовлетворенности могут возникнуть конфликты в семье, начаться придирки. Но функция семьи – это прежде всего поддержка при прохождении испытаний, взаимная поддержка при проверке на прочность. Для молодых семей карантин может стать первым серьезным испытанием на предмет жизнеспособности. Хочется пожелать, чтобы они выдержали это испытание, и дать совет сдерживаться и лишний раз ничего не говорить. Можно записать какие-то претензии на бумаге и убрать подальше, до тех пор, пока супруг не будет готов с ними ознакомиться и воспринять критику в свой адрес.
Во время карантина нужно прежде всего учиться семейной дипломатии. «Слово – серебро, молчание – золото» - помните об этом принципе. Если вы поспособствуете тому, чтобы уберечь вторую половину от неправильного поведения, проявлений дурного характера – то получите настоящее уважение и авторитет в семье. Не тот, который заслуживают, зарабатывая деньги, а настоящий, основанный на силе и воле.
- В чем может быть польза от карантина?
-Находясь дома, родители впервые могут заметить, насколько у детей всех возрастов распространена проблема игровой зависимости. Попробуйте сейчас забрать у ребенка гаджеты, чтобы оценить, насколько он вовлечен в сетевые игры. Он будет во всем соглашаться, но на самом деле не обратит на вас никакого внимания. Вы столкнетесь с агрессией и ненавистью в свой адрес, поймете, что реальность ребенку уже не интересна и достаточно давно. Откройте для себя это.
Дети готовы жертвовать сном, едой, уроками, отношениями с вами, с реальными друзьями, интересами. В игре они получают реализацию своего азарта, потребностей в развитии, безопасности, общении. Онлайн-общение уже тоже становится проблемой. Вас наверняка не устроит, если ваш ребенок не сможет создать семью, когда вырастет. Вместо этого через 10 лет вы получите обросшего игромана, который не умеет ни с кем знакомиться и общаться, который не будет даже знать, как заплатить за квартиру.
Необъятная работа, погоня за карьерой и деньгами мешают родителям, особенно мамам в неполных семьях, заметить психологические проблемы у детей.
Главное – это физическое и психическое здоровье, и именно сейчас многие с удивлением заметят, что у их ребенка проблемы. И именно сейчас, благодаря карантину, есть уникальная возможность попробовать решить эту проблему. У вас найдется время для долгих, эмоциональных разговоров с детьми, чтобы выяснить все о его друзьях, о его неуверенности, выявить возможную социофобию и другие проблемы. И вы увидите, насколько ваш ребенок в вас нуждается, возможно, другого такого шанса вам уже не представится.
В заключение скажу, что в самоизоляции человек начинает думать о смысле жизни, переоценивать прошлое, настоящее, будущее. Важно, чтобы эта переоценка не была депрессивной. Нужно вовремя понять, куда двигаться, каким путем идти, осознать, что помимо карьеры, денег и удовольствий есть в жизни другие ценности: семья, честь, долг, родина, вера. При правильном подходе вынужденная остановка, как карантин, наполнит ум мудростью, а сердце – любовью. Поэтому ничего другого не остается, кроме как полюбить самоизоляцию, понять ее. Это как вакцина, как лекарство, чтобы получить которые мы сначала должны пережить неприятный, болезненный укол.
Чтобы мы не оказались раньше времени в переполненном морге, государство дает возможность жить дальше. Нужно соблюдать меры предосторожности, чтобы не получить инфекцию.