Пандемия отражается абсолютно на всех сферах жизни, местная уральская политика не исключение. Депутаты перестали общаться с избирателями, допуск в здания власти ужесточается, а половина чиновников и вовсе работает из дома. Мы собрали мнения экспертов относительно того, может ли кто-то из региональных/муниципальных представителей власти набрать очки в период кризиса; или же в условиях, когда все жизненно важные решения спускаются из федерального центра, это невозможно?
По мнению политтехнолога и депутата екатеринбургской думы Константина Киселева, предположения о смерти местной политики звучат по меньшей мере странно.
“Как депутат могу сказать – да, моя приемная закрыта, но количество контактов с избирателями только возросло. Люди обращаются по телефону, по электронной почте, и с каждым днем число этих обращений растет. Избирателей беспокоят вопросы медобслуживания, соцподдержки, поддержки малого бизнеса. Есть жалобы на нарушение режима самоизоляции и нерабочих дней - например, если работает магазин, который работать не должен.
Второе направление работы - информирование населения о ситуации с коронавирусом. Вы не представляете, насколько люди не доверяют официальным источникам информации. С населением нужно разговаривать на нормальном, понятном языке. А мы видим мэра Высокинского, который ходит по телеканалам и рассказывает о необходимости закрыть алкомаркеты и о том, как можно кататься на балконе на велосипеде в самоизоляции.
Можно резюмировать – кризис, связанный с коронавирусом, не убьет местную политику. Но он покажет, кто чего стоит”, - считает Киселев.
В целом с ним солидарен его коллега по политтехнологическому цеху Александр Пирогов.
“В любом остром кризисе есть две модели поведения: можно быть активным или уйти в глухую изоляцию. Политик же по природе своей обязан проявлять активность. Настоящие политики воспринимают любой кризис как возможность проявить себя. Пандемия снимает флер с депутатов. Всем видно, кто стоит на передовой и занимается самыми острыми темами, а кто уехал на дачу, жарит шашлыки и хорошо себя чувствует.
Спрятавшихся, по моим наблюдениям, больше. При этом неожиданно ярко себя проявляют те, от кого ничего особенного не ждали. Так, для меня с новой стороны открылась депутат гордумы Анастасия Немец, которая активно занялась волонтерской деятельностью в рамках областного штаба. Алексей Вихарев, например, и раньше был очень активным, а теперь набирает еще большие обороты. У ряда политиков сегодня есть реальный шанс выйти с районного уровня на муниципальный или даже областной. А те, кто пересидит… Что ж, не думаю, что избиратели им это припомнят. У людей в этом плане память коротка.
Существование депутатов находится где-то на периферии сознания. Просто кто-то сейчас воспользуется возможностью прорвать эту блокаду сознания и стать действительно значимой фигурой за счет активности и внимательности, а кто-то нет. Впрочем, последним бездеятельность во время выборов припомнят конкуренты.
Что касается губернаторского и мэрского корпуса, то вряд ли они сейчас думают о рейтингах – слишком серьезный вызов требует ответа. Вряд ли кто-то из глав регионов серьезно выиграет или проиграет в этой ситуации - все работают, засучив рукава, а внимание населения обращено к федеральному центру, который остается настоящим субъектом принятия решений”, - констатирует Пирогов.
Политтехнолог Алексей Швайгерт считает, что интереснее всего сейчас наблюдать, как развернутся избирательные кампании в условиях пандемии. Там главы регионов находятся как раз таки “на переднем крае борьбы за рейтинг”.
“Самое интересное – что будет происходить в субъектах, где осенью должны пройти выборы губернаторов и депутатов региональных Заксобраний. Ведь пока вопрос о переносе этих кампаний не ставился (на эту осень намечены выборы в челябинское Заксобрание и курганскую облдуму, - прим. ЕАН). На данный момент политические процессы идут очень вяло, в режиме партизанского маркетинга, как я это называю. Вся повестка занята коронавирусом, и любое действие в этой плоскости может рассматриваться двояко, использовать ее трудно.
Рисковать могут кандидаты на праймериз единороссов. Я видел пример, когда участник предварительного голосования расклеивал листовки с простейшими советами по противодействию коронавирусу – мыть руки, носить маску и так далее. То есть пока наблюдаются точечные приcоединения к повестке на уровне локальных историй в конкретных округах.
Еще один интересный момент - праймериз со стопроцентной вероятностью пройдут в онлайн-формате. Это точно можно расценивать как вызов для старой гвардии - как и куда гнать избирателей? Массово регистрироваться на сайте? Что касается непосредственно избирательной кампании, то пока никаких решений относительно нее не принято. Думаю, точка принятия решений - в конце июня. Все будет зависеть от развития ситуации с коронавирусом, от того, по какому сценарию она пойдет - по итальянскому или по китайскому.
Если же говорить о территориях, где в обозримом будущем выборы не планируются, то и здесь на переднем крае борьбы за рейтинг – губернаторы. Особенно с учетом новых вводных о расширении их полномочий. Грубо говоря, им придется решать, что важнее – жизни или экономика. Судьба глав регионов будет зависеть от того, насколько верно они будут действовать, в том числе в режиме чрезвычайных ситуаций - массовых заражений в больницах и подобных им.
Если говорить о депутатах в округах, то сейчас самое время показать свою работу вне кампании. Это возможность организовать волонтерскую работу, оказать помощь пожилым избирателям. Конечно, на это требуются ресурсы, но это хорошая возможность продемонстрировать сопричастность к проблемам обычных людей. Думаю, такие кампании в округах уже идут, и особый пиар им не нужен”, - говорит эксперт.