С момента введения режима самоизоляции в России прошла неделя, а споры относительно правомерности этого решения продолжаются. Так, накануне стало известно, что свердловский адвокат Антон Мамаев подал иск к губернатору Евгению Куйвашеву. Он считает, что указ главы региона «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции», принятый в соответствии с президентским указом, противоречит ст. 27 Конституции РФ о свободе передвижения. Одновременно предприниматели в разных частях страны просят ввести режим ЧС хотя бы на региональном уровне - эта мера помогла бы хоть отчасти сократить издержки от вынужденной остановки бизнеса.
Представитель Уральской коллегии адвокатов Дмитрий Лебедев не разделяет мнение коллеги Антона Мамаева и считает, что вводить режим ЧС власти сейчас просто не имеют права. По просьбе ЕАН он обосновал свое мнение, опираясь на конкретные документы.
“Нынешняя ситуация с эпидемией коронавируса является уникальной в том плане, что действующее законодательство в полной мере к такой ситуации подготовлено не было. Отсутствуют четкие нормативные предписания о том, как следует себя вести в такой ситуации. Поэтому исполнительная власть фактические изобретает эти нормы «на коленке».
В России есть два основных закона, которыми руководствуются власти в нынешних условиях: ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В последний документ в начале апреля были внесены важные изменения.
Согласно им, отныне органы исполнительной власти субъектов вправе устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения к ранее введенным федеральными властями.
Теперь что касается режима ЧС. В соответствии с постановлением правительства России № 304, существуют режимы ЧС локального, муниципального, регионального и федерального уровней.
Локальный уровень – когда погибло на одном месте не более 10 человек, муниципальный уровень – не более 50 человек, региональный уровень – не более 500, федеральный уровень – свыше 500.
Как мы видим, в России зафиксировано 45 смертей – то есть ни в одном регионе не достигнут уровень смертности от COVID-19, достаточный для введения режима ЧС. Поэтому на данный момент своими указами губернаторы вводят режим повышенной готовности”, - объясняет Лебедев.
Адвокат подчеркивает, что и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предоставляют губернаторам полное право вводить ограничительные меры и устанавливать обязательные к исполнению правила поведения при режиме повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
“Итак, режим повышенной готовности действует в Свердловской области с 18 марта. Напомню, поправки в закон о чрезвычайных ситуациях вступили в силу только 1 апреля. Поэтому в марте региональные власти руководствовались предписаниями главных санитарных врачей и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который предоставляет региональным властям право вводить ограничительные мероприятия.
Cт. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль»
За нарушение правил поведения, установленных указами губернатора Свердловской области, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.4 КоАП РФ , предусматривающей штраф от 500 до 1000 рублей, а также по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которая с 1 апреля влечет наказание от 15 до 40 тыс. рублей.
Кроме того, существует уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ). Она подразумевает ответственность как за действия, создавшие угрозу массового заболевания, так и за действия, которые по неосторожности привели к массовому заболеванию, повлекшему смерть человека, а также двух и более лиц. Ответственность по этой статье предполагает от 2 до 7 лет лишения свободы”, - предупреждает Лебедев.
Ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
Адвокат уточнил, что практически во всех регионах введен режим повышенной готовности, но правила поведения везде установлены с учетом эпидемиологической обстановки . Например, в Крыму глава Сергей Аксенов разрешил адвокатам передвигаться от дома к месту совершения следственного действия или иного процессуального действия с участием подзащитного. В Свердловской области такого разрешения нет.
“Следует обратить внимание, что требование указа губернатора жителям Свердловской области не покидать места проживания (пребывания) не является нарушением права на свободу передвижения, закрепленного в Конституции РФ. Ведь в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» сказано, что указанные права могут быть ограничены на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Именно такой режим введен на территории Свердловской области в связи с распространением коронавирусной инфекции”, - заключил Лебедев.