Сегодня юбилей Аль Пачино. Адепт Станиславского, один из величайших актеров XX века, блиставший в кино, театре и на телевидении, сыграл такое количество ролей, что составлять на основе этого какие-то топы — дело неблагодарное. В его карьере с лихвой хватило и шедевров, и добротных фильмов, и, к сожалению, откровенного барахла, однако даже в этом кино хотя бы на мгновение, в одном малюсеньком эпизоде, этот неистовый итало-американец показывал такой класс, который иным артистам и не снился.
Поэтому не удивляйтесь, если вдруг не найдете в этом списке какой-нибудь своей любимой картины — это всего лишь мое субъективное мнение. Зато в качестве плейлиста на очередную неделю самоизоляции данный топ вполне сгодится.
«Крестный отец» (США, 1972). Режиссер — Фрэнсис Форд Коппола
Говоря об одной из величайших кинотрилогий, трудно выделить какой-то один фильм, особенно относительно персоны Аль Пачино. Но его подлинным звездным часом, после которого об актере узнал весь мир, стала именно первая часть. Фрэнсис Форд Коппола с невероятным трудом отражал все атаки продюсеров, постоянно требовавших замены артиста на его какого-нибудь более популярного на тот момент коллегу, однако Пачино все-таки убедил их в том, что роль Майкла Корлеоне принадлежит только ему. А спустя почти 50 лет на этот счет не может быть ни малейшего сомнения. Коппола не только подарил нам настоящий шедевр, но и открыл миру гениального актера.
«Серпико» (США, 1973). Режиссер — Сидни Люмет
Вторую подряд номинацию на «Оскар» (а заодно и саму премию «Золотой глобус») Аль Пачино получил за роль неподкупного полицейского Фрэнка Серпико, который публично выступил с разоблачениями массовой коррупции среди своих коллег. Конечно, вряд ли эту биографическую криминальную драму Сидни Люмета можно поставить в один ряд с тем же «Крестным отцом», к тому же сейчас картина может показаться нудноватой, однако невероятный перфоманс ее главной звезды нельзя пропустить. Во многом благодаря игре Аль Пачино фамилия Серпико прославилась на весь мир и стала впоследствии нарицательной.
«Собачий полдень» (США, 1975). Режиссер — Сидни Люмет
Еще одна драма от Сидни Люмета по мотивам реальных событий и еще одна номинация на «Оскар» для Аль Пачино. Снятый за ничтожные по нынешним меркам 1,8 млн. долларов фильм рассказывает об истории одного неудачного ограбления, получившего широкий общественный резонанс. В результате вышла по-настоящему классическая картина, многократно окупившаяся в прокате и заработавшая целую кучу различных наград и номинаций. Даже 45 лет спустя «Собачий полдень» смотрится на одном дыхании.
«Лицо со шрамом» (США, 1983). Режиссер — Брайан Де Пальма
Этот ремейк классической криминальной драмы 1932 года критики поначалу уничтожили, спустив на него всех собак, однако в дальнейшем картину Брайана Де Пальмы включили в число величайших гангстерских фильмов в истории кино. И этот статус оспорить никак невозможно. Жесткий сценарий Оливера Стоуна, бескомпромиссная режиссура Де Пальмы, грандиозный саундтрек Джорджо Мородера и как вишенка на торте — потрясающий Аль Пачино, который сыграл одну из ярчайших ролей в своей карьере. Вряд ли еще можно найти другую настолько убедительную деромантизацию гангстеров, как в «Лице со шрамом».
«Море любви» (США, 1989). Режиссер — Харольд Беккер
В середине 80-х Аль Пачино четыре года не появлялся на большом экране после провала эпика «Революция». Актер какое-то время пил, затем с головой окунулся в работу в театре, а его триумфальным возвращением в кино стал детективный триллер Харольда Беккера, отлично проявивший себя в прокате и заработавший хвалебные отзывы критиков. Пачино великолепен в роли уставшего одинокого полицейского средних лет, разыскивающего серийного убийцу. Картина уж точно не претендует на статус шедевра, но удовольствие от ее просмотра гарантировано.
«Запах женщины» (США, 1992). Режиссер — Мартин Брест
Когда-нибудь эта бесконечная череда номинаций должна была закончиться победой. Роль слепого отставного полковника, потерявшего вкус к жизни, наконец-то принесла Аль Пачино долгожданный «Оскар», а мы увидели духоподъемную драму, которую вот уже почти 30 лет не устаем пересматривать. Кстати, следующую номинацию актер заработал только в 2020 году — за работу в «Ирландце» Мартина Скорсезе. И это тоже явная несправедливость.
«Путь Карлито» (США, 1993). Режиссер — Брайан Де Пальма
Тандем Пачино и Де Пальмы подарил нам еще один потрясающий гангстерский фильм, о котором всегда принято говорить во вторую очередь после «Лица со шрамом». Лично для меня эта картина наоборот стоит выше — как гораздо более пронзительная, тонкая и технически изобретательная. Историей бывшего бандита, решившего зажить честной жизнью, но не справившегося с призраками своего темного прошлого, невозможно не проникнуться, а саспенс, достигший своего апогея в невероятной финальной погоне за героем Аль Пачино, удерживает у экранов похлеще любого триллера. Вероятно, это последний настоящий шедевр в карьере Брайана Де Пальмы.
«Схватка» (США, 1995). Режиссер — Майкл Манн
Если вы искали пример незаслуженно проигнорированного киноакадемиками и отборщиками важнейших международных кинофестивалей фильма, то он перед вами. Одна из главных картин 90-х, идею которой Майкл Манн вынашивал долгие годы, преступным образом не получила ни одной мало-мальски весомой номинации, однако это не помешало ей стать культовой. От противостояния матерого полицейского и профессионального грабителя, украшенного великолепной игрой Аль Пачино и Роберта Де Ниро невозможно оторваться на протяжении почти четверти века, а некоторые сцены фильма, включая разговор персонажей двух великих актеров в кафе и грандиозную уличную перестрелку, включены во многие учебники киноискусства. По-настоящему эталонное кино, давно разошедшееся на цитаты.
«Донни Браско» (США, 1997). Режиссер — Майк Ньюэлл
Каких только бандитов за карьеру не играл Аль Пачино, но даже на этом фоне его работа в этой основанной на реальных событиях криминальной драме выделяется. Актер блестяще воплотил образ стареющего мелкого мафиози, подружившегося с героем Джонни Деппа и взявшего его под свое крыло, не подозревая, что тот на самом деле является агентом ФБР, внедрившимся в преступную группировку.
«Каждое воскресенье» (США, 1999). Режиссер — Оливер Стоун
20 лет назад эта масштабная драма об американском футболе едва окупилась в прокате, однако со временем ее признали эталонным фильмом о профессиональном спорте. И абсолютно заслуженно, поскольку она до сих пор не теряет своей актуальности. Аль Пачино возглавил занятый здесь внушительный актерский ансамбль, блестяще сыграв роль опытнейшего тренера, пытающегося преодолеть кризис как в команде, так и в своей работе. Знаменитой речью, которую его персонаж произносит в раздевалке, многие наставники из разных видов спорта снова и снова мотивируют своих подопечных. Один только этот факт возводит кино в ранг классики.
Максим Гареев