Глава российского минфина Антон Силуанов дал интервью газете "Ведомости". Главные заявления чиновника - в нашей подборке.
Коронавирус и экономика
"Это не кризис, а вызов, который не похож ни на какие другие, ситуация, которая войдет в учебники истории. Лет пять назад, если бы нефть Urals стоила дешевле $15 – т. е. бюджет не получает ни копейки нефтегазовых доходов, – это был бы кризис. А сейчас на нефть уже не так обращают внимание, потому что мы создали необходимые финансовые буферы и даже при цене $10 проживем. Это прошлая война, и к ней мы подготовлены, а сегодня перед нами вызов абсолютно нового масштаба. Такой поворот событий вряд ли кто мог предвидеть. Сейчас перед нами новые задачи – защита здоровья и жизни людей".
Состояние здравоохранения
"Я не соглашусь с тем, что у нас глобальное недофинансирование здравоохранения. В других странах больше частных средств идет в медицину, не бизнес и не государство, а сами люди платят за страховку. У нас другая страховая система, не без участия государства. Если бы в нашей стране была больше развита частная медицина, то и ресурсы были бы сопоставимы с другими экономиками.
Сегодняшние вызовы – это проверка работы разных систем здравоохранения. И пока наша система выдерживает. Конечно, мы получили временное преимущество: мы видим, как распространяется инфекция в других странах, изучаем их опыт, оперативно выделили финансирование, развернули койки, переоборудовали их под больных коронавирусом. И пока смертность у нас, слава богу, ниже, чем в других странах.
Да, проблем много, но считаю, что наше здравоохранение справляется неплохо. Последние годы мы увеличивали расходы на медицину, только в этом году – почти на треть. Но у нас должны работать страховые принципы в медицине. Сколько собрали взносов – столько потратили из ФОМСа. Другое дело – отдельные задачи, проекты, например модернизация первичной медицинской помощи. В этом случае выделяются бюджетные ресурсы сверх объемов страховых взносов.
В последние годы значительная часть дополнительных денег в медицине направлялась на увеличение оплаты труда медработников".
О болезни премьера Михаила Мишустина
"Никто не застрахован, вирус не выбирает – руководитель ты или нет. Желаю скорейшего выздоровления; уверен, скоро встретимся в правительстве. Хотя и сейчас председатель постоянно с нами на связи по телефону, активно вовлечен в рабочий процесс – сегодняшние коммуникации позволяют это делать без проблем".
О "третьем пакете" господдержки
"Третий пакет обсуждается в правительстве, и в ближайшее время будут озвучены конкретные меры. Сумма поддержки будет увеличиваться. Пока принято решений на 2,8% ВВП, но это без учета того, что мы для поддержания запланированных расходов тратим средства Фонда национального благосостояния и осуществляем дополнительные заимствования. Это и есть контрциклическая бюджетная политика: мы финансируем в полном объеме расходы, несмотря на падение доходов. С учетом этих денег поддержку экономики можно оценить более чем в 6,5% ВВП.
На поддержку здравоохранения и на санитарно-эпидемиологические меры – 200 млрд рублей, на меры в области социальной поддержки (в том числе средства, зарезервированные на выплаты по безработице) – более 250, поддержка отраслей экономики (в первую очередь субъектов МСП) – еще около 800, поддержка регионов – около 200, сбалансированность внебюджетных фондов – более 400 млрд. Основные назвал, и это без учета гарантий.
О снижении налогов: "Обсуждается не снижение налогов, а налоговый стимул, который позволит предпринимателям наращивать активность. Кардинально менять налоги не планируется. Для МСП нужно было снижать налог на труд, чтобы было невыгодно работать в сером секторе, доля которого велика. Это уже сделано. Мы уже фактически ввели прогрессию – налог на процентный доход от больших депозитов. Дополнительные предложения увеличить налоги не рассматриваются".
О посткризисных изменениях
"Во-первых, текущая ситуация ускорила принятие давно назревших решений. Простой пример – снижение страховой нагрузки на малый бизнес. Во-вторых, очевидно, что цифровизация всех сфер жизни и сбор больших данных – это необратимый процесс. Отмечу цифровую трансформацию правительства – уверен, что наработки последних месяцев по настройке взаимодействия обязательно пригодятся в будущем. Кроме того, будет и дальше расти роль координации и совместного решения проблем ведущими странами мира. По итогам пандемии неизбежно будут сделаны выводы и даны рекомендации, направленные на рост готовности стран к последующим вызовам. В этом вопросе рассчитываю на объединяющую роль стран G20".