Конкурсный управляющий «Челябэнергосбыта» при активной поддержке основных кредиторов взыскивает порядка 600 млн рублей с бывших топ-менеджеров по трудовым договорам и сделкам, заключенным в преддверии банкротства должника. Руководители предприятия получали гигантские премии, фактически не выполняя при этом свои прямые обязанности и даже не проживая в Челябинске.
Напомним, 15 июля 2019 года Арбитражный суд Челябинской области признал банкротом бывшего гарантирующего поставщика электроэнергии в регионе — ПАО «Челябэнергосбыт» (ЧЭС). Это последняя сбытовая компания, связанная со структурами скандально известного «Межрегионсоюзэнерго» (МРСЭН), которая лишена статуса ГП в стране. В 2018 году из-за многочисленных нарушений законодательства статус гарантирующего поставщика потеряли структуры МРСЭН в Хакасии, Вологодской, Архангельской, Свердловской и Челябинской областях. В отношении бенефициаров и топ-менеджеров МРСЭН возбуждены и расследуются уголовные дела.
Следует уточнить, что инициирование процедуры банкротства «Челябэнергосбыт» стало единственно оставшимся способом защиты прав крупнейшего кредитора ОАО «МРСК Урала». К моменту лишения статуса гарантирующего поставщика в 2018 году «Челябэнергосбыт» накопило колоссальные долги на оптовом и розничном рынке электроэнергии. Как неоднократно отмечали эксперты рынка, компания сформировала задолженность из-за того, что ее топ-менеджеры расходовали средства, полученные от потребителей электроэнергии, в интересах бенефициаров МСРЭН.
В финансовом анализе сделан вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства энергосбытовой компании. При этом из отчета временного управляющего следует, что в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства установлен факт причинения крупного ущерба - в размере более 10 млрд рублей.
В ходе проведения анализа финансового состояния «Челябэнергосбыта» временным управляющим выявлено множество сделок по выводу активов из компании в преддверии процедуры банкротства.
На сегодня конкурсный управляющий оспаривает шесть трудовых договоров, заключенных с топ-менеджерами сбытовой компании, по признакам мнимости. В решениях по ряду дел суд подтвердил, что фактически они были заключены в целях причинения имущественного вреда должнику и кредиторам. Топ-менеджеры «Челябэнергосбыта» числились на предприятии по совместительству, фактически проживая в Москве, не выполняли и не могли полноценно осуществлять свои должностные обязанности. Так, например, судом установлено, что советник по юридическим вопросам не выполнял трудовых функций, обусловленных трудовым договором. Вместо него соответствующую работу выполняли иные структурные подразделения предприятия.
Также подтверждено, что заключение трудового договора с советником по юридическим вопросам фактически было направлено не на создание реальных трудовых правоотношений, а на создание дополнительных финансовых обязанностей у «Челябэнергосбыта». Эти обстоятельства препятствовали осуществлению расчетов с кредиторами в порядке, установленном законом о банкротстве.
Все оспариваемые трудовые договоры были заключены в преддверии лишения предприятия статуса гарантирующего поставщика и последующего банкротства, а некоторые - даже после возбуждения дела о банкротстве. При этом обычная деятельность должника была практически прекращена.
Также в июне 2020 года Арбитражным судом признаны недействительными условия трудовых договоров и взысканы премиальные на сумму более 36 млн рублей бывшему генеральному директору «Челябэнергосбыта» Олегу Головину, который осуществлял свою деятельность с 8 марта 2018 года по 24 июля 2019 года.
Фактически эти выплаты, произведенные необоснованно, по решению суда подлежат возвращению в конкурсную массу должника.
Также в рамках дела о банкротстве «Челябэнергосбыта» конкурсный управляющий при активной поддержке крупнейших кредиторов истребуют убытки с бывшего генерального директора компании Ирины Булгаковой, которая руководила предприятием с 29 декабря 2017 года по 21 марта 2018, года. Речь идет о сумме более 500 млн рублей. Помимо этого, должны быть компенсированы убытки в виде упущенной выгоды в размере более 37 млн рублей, нанесенные предприятияю вследствие заключения договора займа с аффилированным лицом группы МРСЭН. Указанная сумма была перечислена ПАО «Вологдаэнергосбыт», где Ирина Булгакова также являлась и.о. генерального директора. Заем не был возвращен, а «Вологдаэнергосбыт» признан банкротом.
Отметим, что у части указанных ответчиков по решению Арбитражного суда уже арестованы счета и имущество. Эта мера принята с целью обеспечения исполнения судебных решений. Неисполнение судебных решений бывшими топ-менеджерами «Челябэнергосбыт» может повлечь за собой и уголовную ответственность.