Авторы доклада считают, что новый политический сезон начался 15 января, когда президент России Владимир Путин, произнося очередное послание Федеральному собранию, неожиданно для политического класса страны выразил желание изменить основной закон страны. При этом первоначально акцент в поправках делался на вполне прагматических вещах — изменении системы управления через перераспределение полномочий между президентом, правительством, палатами парламента, судебной властью, регионами, муниципалитетами.
«Можно сказать, что президент решил придать более зримую форму давно сложившимся методам авторского политического управления. Большое (или, по терминологии Путина, «расширенное») правительство, о котором мы неоднократно писали в серии докладов о «Политбюро 2.0», логично вписывается в обновленный текст Конституции. Кардинального отклонения от прежнего курса в 2020 году не происходит. Поправки скорее фиксируют существующее центральное положение президента, который и стоит над ветвями власти, и балансирует элитные группы, и назначает ответственных за ключевые направления на свое усмотрение и в рамках ему понятных критериев эффективности», — сказано в докладе.
Впрочем, вмешавшаяся в ход планомерного политического процесса пандемия коронавируса отодвинуло вопрос поправок в Конституцию на второй план. Более того, вирус распространялся настолько быстро, что уже 25 марта Владимир Путин был вынужден перенести всероссийское голосование на неопределенный срок. Это, по мнению специалистов «Минченко консалтинг», привело к существенному росту неопределенности всего течения заявленной конституционной реформы.
При этом для парламентской оппозиции в этой ситуации открылось окно возможностей.
«Во-первых, стало понятно, что всероссийское голосование откладывается и появилось время для формирования оппонирующих стратегий... Во-вторых, трудности в противодействии COVID-19 и споры относительно объемов антикризисного пакета помощи привели к ситуативному проседанию рейтингов власти — у парламентских партий и несистемной оппозиции появилось пространство для политического маневрирования и предложения альтернативных антикризисных повесток», — подчеркивается в докладе.
В итоге, считают в «Минченко консалтинг» роль партий, которая первоначально не казалась особенно значимой в вопросе конституционной реформы, возросла. А риски снижения рейтингов власти на фоне нарастания социально-экономических проблем формируют перспективное поле для дальнейшей политической борьбы.
«В контексте приближающихся выборов в Госдуму 2021 года, которые могут стать первым шагом к политической ребалансировке, активность партий по вопросу конституционных изменений может стать предтечей их будущей избирательной кампании»,— предполагают авторы документа.
Что же до поведения парламентских политических партий во время пандемии и подготовки к голосованию, то «Единая Россия», как считают в «Минченко консалтинг», сделала ставку не на политизацию агитации, но на социальную повестку, с прицелом на отработку ситуативно значимых для населения задач.
«В целом, это логичная стратегия, позволяющая партии поддерживать социально одобряемые поправки, избегая прямолинейной политической дискуссии с оппонентами», — говорится в докладе.
ЛДПР, по сути, ограничилась медийными заявлениями своего лидера Владимира Жириновского, которого, в свою очередь, немотря на неизменность поддрежки реформы, в целом изрядно «болтало». Так, 10 марта ЛДПР выступила с официальным заявлением о поддержки поправок в Конституции. 11 марта бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский де-факто выразил поддержку поправки об «обнулении» сроков, заявив, что это поможет президенту реализовать все намеченные задачи в более «спокойной обстановке». А 12 мая Жириновский вообще выступал за отмену голосования по поправкам из-за распространения COVID-19, но 1 июня поддержал решение о проведении голосования через месяц.
«ЛДПР ограничились тем, что указали на свой набор еще более популистских поправок, которые хотели бы добавить… Расставленные Жириновским акценты укладываются в традиционную идеологическую национал-популистскую линию ЛДПР. Впрочем поддержка не означает, что ЛДПР тратила свои ресурсы на агитацию, партия ограничилась медийными заявлениями своего лидера», — обозначено в докладе «Минченко консалтинг».
«Справедливая Россия» устами своего лидера Сергея Миронова также высказывалась в поддержку поправок в Конституцию. Впрочем, глава партии «СР» не согласился с тем, что были отклонены ряд поправок от эсеров, например, о необходимости вернуть прежний пенсионный возраст.
«Отметим, что руководство партии было активно вовлечено в процесс подготовки поправок. Например, было одобрено 67 из 68 предложений Светланы Горячевой, сенатора СФ, члена Центрального совета нашей партии «СР» (со слов Сергея Миронова от 10 марта)», — объясняют поведение «эсеров» и их лидера авторы доклада.
КПРФ, которая изначально вполне миролюбиво вела себя в Госдуме, но впоследствии вступила в прямую полемику с президентом Владимиром Путиным, и в итоге стала единственной партией, и наиболее значимой политической силой, которая вышла на полноценную контркампанию против конституционных поправок. При этом, считают авторы доклада «Минченко консалтинг», партия не ограничилась лишь техническим «неголосованием» за поправки, но развернула ряд собственных проектов в виде альтернативного онлайн-голосования за предложенные партией КПРФ 15 поправок в конституцию.
«Партия делает ставку на ухудшение социально-экономического положения в контексте коронавирусной пандемии, чтобы нарастить электоральную поддержку перед думскими выборами за счет лево-популистской риторики. Перед выборами в Госдуму даже сам факт оппонирования поправкам со стороны КПРФ может оказаться главным конкурентным преимуществом перед другими партийными силами», — говорится в докладе.
Что же до непарламентских партий, то авторы документа считают, что «среди условно «либеральных» партийных сил наиболее комплексную контркампанию против поправок в конституцию развернула партия «Яблоко»». При этом у «Яблока» была «перспективная опция» возглавить оппозиционный фланг в качестве политической силы, которая призывает голосовать «против». Однако руководство партии выбрало стратегию бойкота.
А вот Борис Титов, лидер другой «либеральной» партии — «партии Роста» — предпочел воздержаться от публичной оценки конституционных поправок, а сама партия практически отказалась вести какую-либо политическую кампанию по данному вопросу. Отдельно авторы доклада оценили приход в «партию Роста» музыканта и шоумена Сергея Шнурова:
«Казавшийся еще недавно джокером для «партии Титова» скандальный шоумен Сергей Шнуров (потенциальный «русский Зеленский») оказался неожиданно тих и скучен, свою энергию переориентировал на выяснение отношений с коллегами по шоубизу, а ближе к дате голосования аккуратно перешел на пост генерального продюсера одной из телекомпаний»
«Коммунисты России», традиционный спойлер КПРФ, предложила альтернативную политическую программу, с громким названием «10 сталинских ударов по коронавирусу». Партия «Родина» призвала своих сторонников поддержать поправки в открытом письме. Наконец, «Партия прямой демократии» поддерживает усилия по разработке системы дистанционного электронного голосования.
Наконец, описывая позицию несистемной оппозиции, в «Минченко консалтинг» констатировали очередной раскол в этом политическом лагере. Так, Алексей Навальный призывал к бойкоту общероссийского голосования, но, как считают авторы доклада, «многие противники власти расценили такую стратегию как заведомо проигрышную, поскольку она играет на руку власти, демобилизуя протестное голосование. Публично данную позицию комплексно выразил Максим Кац во время онлайн-дебатов с Навальным».
В итоге «фронт условно «несистемной оппозиции» не сумел воспользоваться шансом ослабления рейтингов власти на фоне коронавирусного кризиса и сопряженного с ним падения доходов отдельных групп населения. Оппозиционным группам не удалось выступить в качестве консолидированной силы».
В завершении авторы доклада сделали выводы о том, кто в итоге оказался главными выгодоприобретателями голосования по поправкам в Конституцию.
По мнению «Минченко консалтинг это прежде всего»:
— президент России Владимир Путин, «который еще раз продемонстрировал высокий уровень общественной поддержки своего лидерства и властной конфигурации;
— руководство Администрации Президента (А.Вайно, С.Кириенко), «которое в условиях сложной эпидемиологической ситуации, тем не менее, успешно провело кампанию по голосованию и смогло выстроить вокруг президента новую широкую коалицию» (в число участников которой также отнесли «Единую Россию, ЛДПР и в меньшей степени «Справедливую Россию»).
— партия «Яблоко», которую можно отнести к бенефициарам происходящего «за счет наиболее последовательной позиции» и за счет того, что партия «смогла выстроить линию содержательного оппонирования и которой повезло на фоне неудачной стратегии Навального и аморфного поведения других партий либерального политического спектра».