На территории «Денежкиного камня» в очередной раз возник лесной пожар, однако руководство заповедника первоначально не придало этому особого значения.
Как заявили в руководстве «Денежкиного камня» в пятницу, задымление возникло после грозы.
«Дневной облет авиалесоохраны принес сообщение о дыме, плохое место, на плече Денежкина, с юга. Локальное, почти уверена, что поймали один из молниевых ударов. С наших наблюдательных высот его не видно, надеюсь, что это говорит о том, что локально. На точку выдвинулось 7 человек, с ручным инструментом и ранцами. Воды, дорог близко нет, хорошо, если в паре километров будет где набирать ранцы», — сообщалось на странице заповедника в Facebook.
Впоследствии выяснилось, что сотрудники «Денежкиного камня» и вовсе потеряли пожар из вида. Однако уже в воскресенье директор заповедника Анна Квашнина сообщила "Ъ-Урал" о том, что площадь пожара достигла 5,5 гектаров. По всей видимости, унять стихию пока не удается, поскольку по утренним данным авиалесхозохраны пламя бушевало на площади в 1 гектар (позднее в ведомстве подтвердили цифры, представленные руководством заповедника). Прямо сейчас с огнем борются несколько десятков человек: сотрудники заповедника, взвод военизированного горноспасательного отряда (ВГСЧ) Североуральска, а также волонтеры с крупнейшего местного предприятия - АО «Святогор» (входит в УГМК). Известно, что уже сегодня к тушению будут привлечены дополнительные силы.
Отметим, что природные пожары не редкое явление на этой особо охраняемой природной территории. По итогам 2018 года Ивдельский городской округ, где расположен заповедник, вошел в число самых опасных пожароопасных точек. За лето местные леса воспламенялись 28 раз.
Жители близлежащих к территории "Денежкиного камня" поселков помнят пожар 2010 года. К началу августа площадь, охваченная открытым огнем, составляла 800 га. Несмотря на усилия по тушению, погибло 3,3 тыс. га заповедного леса. В пламени заживо сгорели взрослые животные, а их выводок задохнулся в дыму. Дома североуральцев едва избежали этой же участи.
«Мы ничего не потеряли», - заявила тогда директор заповедника Анна Квашнина.
Несмотря на возбужденные уголовные дела, руководитель заповедника сумела уйти от ответственности. Более того, аффилированные с Квашниной интересанты (бывший заместитель) даже сумели освоить почти 3 млн бюджетных рублей на «исследовании» последствий бедствия.
ЕАН на протяжении нескольких лет следит за бесхозяйственностью руководства заповедника. Так в 2018 году мы обращали внимание на развал кордонной системы, которая, по словам экспертов, могла бы предотвратить природные бедствия.
К контролю особо охраняемой природной территории возникает много вопросов, пока только у общественников. Судя по интервью Николая Сухомлинова, который работал под непосредственным началом Квашниной, "Деньга" охраняется всего лишь формально. Несмотря на жалобы руководства на недостаточное финансирование опальный сотрудник выдвинул свою версию.
«Этим надо заниматься, и дело здесь по большому счету не в ресурсах. До 2017 года Квашнина в мою работу не вмешивалась. Я сам все планировал, поэтому удавалось людей иногда посылать на территорию. Ведь в этом и смысл патрулирования – в обеспечении своего постоянного присутствия. С 2017 года Квашнина начала пофамильно распределять, кто и куда пойдет. И вся охрана сосредоточилась в двух точках. Да, иногда она отправляет зимой сотрудников на снегоходах, но это – едва четверть от протяженности восточной границы и от силы процентов восемь от общей протяженности границ. В северной части заповедника сотрудники бывают раз в несколько лет, причем с целями, напрямую с охраной не связанными", - рассказал бывший инспектор ЕАН.
Популярность у руководства «Денежкиного камня» завоевал «альтернативный» способ борьбы с нарушителями – ловля в интернете. Многие туристы, посетив охраняемую территорию, выкладывают фото и видео в социальные сети. По этим материалам и составляются протоколы. Но привлечь к ответственности таких «героев» практически невозможно – нет состава правонарушения.
Именно после освоения нового способа "ловли и борьбы" с Николая Сухомлинова, который был по должности заместителем директора по охране, отобрали производство по делам о нарушениях. При этом оба бухгалтера в штате свои места сохранили.
В суды и Росприроднадзор о правонарушителях "голова" заповедника не сообщает, об этом свидетельствуют ответы на запросы нашему агентству.
«Североуральский городской суд Свердловской области сообщает, что за 2019-й и первую половину 2020 года дела по статье о нарушении правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях в заповеднике «Денежкин камень» в суд, а также к мировым судьям Североуральского судебного района не поступали», - сообщила ЕАН председатель Североуральского городского суда Эльмира Сарманова.
Аналогичную информацию нам предоставили в Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора.
Это косвенно может означать, что туристы продолжают бесконтрольно посещать заповедник, не распространяясь об этом в соцсетях или не ставя геометок. Север области и земли манси продолжают оставаться для туристов притягательным местом. При этом идею превращения «Деньги» в национальный парк с рекреационной зоной, которая могла бы принести дополнительное финансирование на охранные мероприятия, а также контролировать поток туристов, нынешнее руководство совсем не приветствует.
Сегодняшняя ситуация и первоначальные комментарии Анны Квашниной по поводу инцидента лишь подтверждают, что все может закончиться новой катастрофой. Возможно, только она обратит внимание правоохранительных органов на происходящее в заповедной тайге, ведь ни одна из ранних публикаций нашего агентства по этой теме так и не стала поводом для прокурорского реагирования.