Традиционный пятничный опрос мнений на этой неделе посвящены одной теме – приближающемуся Дню Знаний. О наследии «дистанта», многочисленных противоэпидемических мерах и возвращении образовательного процесса в традиционное русло – в репликах наших спикеров.
«Хуже коронавируса – только дистант»
К традиционным обязанностям классных руководителей добавилась еще одна. С первого сентября педагоги фактически будут нести ответственность за здоровье своих подопечных. Учитель химии одной из свердловских школ Андрей Ш. отмечает: смириться с этим можно, лишь бы не возвращаться к дистанционному формату обучения.
«Классные руководители должны будут вести статистику по температуре. В случае, если у учащегося будут признаки ОРЗ и ОРВИ, классный руководитель должен будет сообщить родителям и не допускать учащегося до занятий. В случае, если заболеет сотрудник школы, даже дворник, закрывается вся школа», - объясняет новые требования преподаватель.
Педагог также рассказал, что в ближайшее время классы в их школе будут разделены так, чтобы в одном кабинете не оказались более 16 человек. Андрей и его коллеги согласны терпеть неудобства – куда больше коронавируса их пугает возврат на дистант.
«Больше ответственности за учеников из-за коронавируса я боюсь перехода на дистант. Я подозреваю, что у меня ухудшилось зрение за четыре месяца дистанционного обучения. Если бы я относился к процессу не так ответственно, я бы воспользовался определенным порталом типа «учи.ру», так бы нагрузка была меньше. Но при этом ученики будут «читерить» (жульничать – прим. ЕАН). Кто-то один умный сделал - все списали. А потом ОГЭ и ЕГЭ все покажет. Мне приходилось самостоятельно подбирать задания, каждому по его способностям, иногда я сам их придумывал. На это уходило очень много времени», - поясняет учитель.
Окончательно вернуться к привычным форматам и традициям пока не удастся. Так, коронавирус и связанные с ним ограничения не позволят школе полностью выполнять социализирующие функции.
«У нас в каждом классе есть ионизатор воздуха, который убивает бактерии. Поэтому есть возможность не проветривать помещение, и не выгонять для этого учеников. Дети сейчас будут сидеть в стенах своего класса, а до девятого класса у них переходный возраст, им нужна «движуха». Что они будут делать в условиях замкнутого пространства? Мы пытались упразднить использование гаджетов в учебных заведениях, сейчас к ним будем возвращаться. Кроме как сидеть в соцсетях, других вариантов не останется», - заключил эксперт.
Уроки дистанта
Несомненно, вынужденный переход на дистант привнес в традиционные школьные практики много нового. Цифровые форматы заслуживают критики и нуждаются в отладке, однако сам факт их применения и накопленный опыт – безусловное благо для всей системы образования, уверена председатель Свердловского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Ольга Уколова.
«Если честно, когда случился переход на «дистант», я даже воспряла духом. Это что-то новое, это движение, попытка и возможность научиться чему-то новому – наконец-то начать внедрять в реальности те технологии, о которых мы говорим. А тут – пришлось, и это было здорово. Мы очень многому научились за это время. Конечно, это был стресс и кризис, но кризис – как окно возможностей», - рассказала Уколова.
При этом специалист подчеркивает, что тотальный и резкий переход к одному лишь дистанту – нецелесообразная мера. Изменения должны проникать в систему поступательно. Такой подход позволит раскрыть плюсы новшеств во всей полноте.
«Появились новые подходы, ушло все лишнее, что мешало. К примеру, четкое разделение уроков и домашних заданий. Это ведь должен быть единый процесс обучения. На «дистанте» я попыталась решить эту задачу и, мне кажется, отчасти это получилось. Хорошо, когда ребенок сам, в спокойном режиме может посмотреть теорию, а потом ее обсудит на очном уроке. Хотелось бы, чтобы новые вещи, которые мы усвоили, не были забыты. Огульно все отвергать – неверно», - подчеркнула Уколова.
Более того, педагог выразила уверенность в том, что в недалеком будущем «комбинированный» тип обучения будет признан нормальной практикой и начнет применяться в старшей школе.
«Будущее за комбинированным типом обучения, особенно в старших классах. Я понимаю, что «дистант» для малышей – это жуть. Но для старших – это более рациональное распределение времени, сил и приоритетов. Конечно, «дистант» требует большой внутренней самоорганизации. И от ученика, и от учителя. Но если эти подвижки пойдут, то дети научатся лучше управлять процессом своего обучения, что очень важно для школы», - уверена учитель.
При этом педагог отмечает, что в новых практиках, как это ни странно, гораздо больше заинтересованы опытные педагоги. Их молодые коллеги, напротив, не готовы сходу отказаться от только что заученного инструментария.
«Практика показывает, что молодые учителя – подтверждено статистикой – меньше готовы работать в новом ключе, нежели люди возраста от тридцати. Педагог будущего? Поймите, должна поменяться вся система. Приходит молодой учитель и вместо того, чтобы работать с детьми, сталкивается с бюрократией. Кроме того, учитель должен себя уважать. Тогда и дети его начнут уважать. Учитель должен быть свободным человеком», - сформулировала эксперт.
«Лишь бы дети пришли»
Так или иначе, Рубикон перейден – дети возвращаются в классы. Власти предприняли все меры к тому, чтобы вернуть учеников за парты, и страх перед «возвращением дистанта» оказался весьма актуальным аргументом в беседах с родителями.
Последним остается уповать на то, что школы сумеют обеспечить необходимые противоэпидемиологические меры и защитить детей от опасного заболевания. Мать двоих дочерей, учениц 4 и 10 классов школ №94 и №13 Валерия Юрьева уверена в компетентности работников системы образования, хотя и не до конца верила в то, что девочки вернутся за парты к началу классического учебного года.
«Я была абсолютно уверена, что школы не откроют. И была к этому готова, и спокойно к этому относилась. Мои дети все выполняли, делали и этот режим в общем и целом никаких претензий не вызвал – вся программа была выполнена. Хотя учителя и говорят, что психологически было очень тяжело, мы этого не почувствовали. Процесс обучения проходил на высшем уровне», - рассказала Юрьева.
По словам родительницы, возможности дистанта сильно зависят от подхода к нему самих обучающихся.
«Многое зависит от уровня самоорганизации. Старшей, в силу возраста, было полегче. С неделю мы адаптировались, может, чуть дольше. Но, поскольку у меня была возможность наблюдать за происходящим, мы закончили год без всяких пробелов и потерь», - отметила Юрьева.
Девушка подчеркнула, что руководство школ, где обучаются ее дети, предоставило родителям возможность выбора – желающие могут оставить своих чад на дистанте. Обещают, что результат обучения будет отслеживаться. Сама Валерия пока не намерена пользоваться этим предложением.
«Выходить страшно. Но, опять же, с точки зрения организации – школы гарантируют, что для детей все будет абсолютно безопасно и требования, которые выкатил Роспотребнадзор, будут соблюдены. Дети могут приходить без масок, а могут и в масках, и в перчатках – лишь бы пришли. Мои пойдут в респираторах и готовы идти даже в защитных костюмах, лишь бы снова оказаться в школе. Преподавателям важно чувствовать детей. Для многих было проблемой упустить эмоциональный контакт, особенно в младших классах», - подытожила Юрьева.