Известный уральский политолог и публицист Федор Крашенинников в колонке DK.RU рассуждает о феномене Навального и о том, почему бывшему политическому активисту Алексею Навальному удалось стать блогером, судьба которого волнует не только миллионы россиян, но и первых лиц развитых стран.
«Не было такого момента, чтобы кто-то влиятельный и популярный вывел его из-за кулис и сказал: знакомьтесь, это Навальный, вот вы, вы и вы и еще миллион человек сейчас будете читать его блог и слушать его выступления на YouTube. К сожалению маркетологов, такой опции вообще не существует — заставить кого-то что-то читать, смотреть и слушать, при этом еще и деньги жертвовать. Интерес к себе и своему творчеству в интернете надо сначала чем-то заслужить, а потом удерживать в ежеминутном режиме», — утверждает Федор Крашенинников.
По его словам, навязать публике эксперта могут только СМИ, но авторитет его достаточно быстро рухнет, если не подогревать интерес периодически.
«В интернете разочарование или просто усталость от какого-то контента или человека ведет к простому действию — отписке от него. Поэтому конспирологи, любящие порассуждать о том, что кто-то кому-то кого-то навязал, могут провести элементарный эксперимент — попробовать хоть кого-нибудь заставить читать свое творчество вопреки желанию этого последнего. Сомневаюсь, что что-то получится», — говорит политолог.
По его словам, весь путь Навального от рядового активиста партии «Яблоко» и локального московского блогера до человека, чье здоровье интересует Ангелу Меркель, Эммануэля Макрона, Дональда Трампа и который влияет на состояние российской экономики, легко проследить в интернете. И можно увидеть, что человек много и постоянно работал над собой, создавал свою репутацию, команду, армию последователей и врагов.
«Возможно, именно поэтому Навального долго недооценивали в Кремле — во всяком случае, отказывались признавать его сколько-нибудь значимым актором. Потому что там не верят ни в какие новые медиа, ни в интернет вообще. А главное — там не верят в добрую волю и принципиальность, там не верят в хороших людей и искренность. Там считали и считают, что авторитетов и лидеров можно назначать и искусственно внедрять, и никак иначе. И если кто-то что-то делает, пишет или говорит — то это исключительно за чьи-то деньги или ради какого-то финансового интереса. Короче говоря, "трудом праведным не наживешь палат каменных", а на любого есть компромат», — поясняет эксперт.
Поэтому, полагает Федор Крашенинников, вся публичная деятельность Навального кажется кремлевским обитателям отвлекающим маневром, прикрытием для какой-то другой деятельности, которую много лет тщетно пытаются выявить сотни следователей СК РФ и других ведомств.
«История Навального — это история нашего времени, когда каждый человек может достичь многого своими усилиями, своей настойчивостью, своими талантами. Интернет и новые медиа дают любому человеку шанс стать влиятельной фигурой в своей сфере и даже находить деньги на реализацию своих проектов — при этом не спрашивая разрешения начальства, не встраиваясь в существующие структуры, не играя по удобным уже сформировавшейся элите правилам.