На прошлой неделе наркологи Свердловской области выразили обеспокоенность в связи с увлеченностью подростков и младшеклассников энергетическими напитками. На втором месте по популярности среди детей вейпы или электронные сигареты, которые дети могут легко купить. В некоторых жидкостях для вейпов содержится никотин, но законодательно продажа электронных сигарет будет ограничена только с 1 ноября этого года. Пока врачи бьют тревогу, а подростки наслаждаются, ЕАН разбирался, что думают учителя, наркологи и владельцы вейпшопов о пагубных привычках подростков.
Егор Медведев, преподаватель обществознания
"Я веду с 5-го по 11-й класс в обычной школе. За два года работы у меня на уроках только два раза пытались пить энергетики. Один раз это были одиннадцатиклассники, а другой раз — ученики седьмого класса. Попытки пить энергетики я пресекаю, потому что на уроках можно пить только чай или воду.
Если говорить о вейпах, то я замечал, что старшие классы "парят" (курят вейп — прим. ЕАН) в туалетах. На каждой перемене в туалетах было три-четыре человека из 10–11-х классов. Это одни и те же ребята каждую перемену. Возможно, они "парят" в туалетах и сейчас, но я нахожусь в своем кабинете и не вижу, кто бывает в туалетах на других этажах. В туалете иногда присутствует сладкий запах".
По словам преподавателя, контингент школьников изменился: раньше подростки больше курили сигареты, а теперь "парят". Медведев считает, что вейп достать проще, чем сигареты, плюс девайс не так сильно воняет. Также школьники могут курить айкос, но по словам учителя, это редкость из-за дороговизны устройства.
"Эти явления не вызывают у меня обеспокоенности. Я изучаю философию и социологию, провожу исследования. Для изучения макропроцессов невольно приходится дистанцироваться от происходящего, тем более от таких общественных механизмов, как мораль. Мне кажется, что это просто явление своего времени".
Александр, директор магазина по продаже вейпов и жидкостей к ним
"Вейпинг не безвреден, поэтому в нашем магазине несовершеннолетние не могут купить жидкости для вейпов и сами девайсы. И с нашей стороны это нарушение, потому что только с 1 ноября этого года вейпы и другие электронные сигареты будут приравнены к табачным изделиям законодательно.
Иногда у нас даже были конфликты с родителями, которые хотели купить своим детям устройства, но мы объясняли, что "парить" вредно.
Пока что все конфликты удавалось решить мирно. По слухам мы знаем про вейпшопы, где несовершеннолетние могут купить все, что нужно для парения, но клиенты нашего магазина отзываются о таких местах негативно".
По мнению директора магазина, продавать школьникам устройства для вейпинга неправильно и опасно, ведь в вейпах стоят аккумуляторы, которые требуют внимательного обращения.
"Я понимаю, почему школьники выбирают вейпы. При курении сигарет запах табака остается на руках и одежде, поэтому ребенка легко спалить (уличить в курении — прим. ЕАН). От вейпа после употребления яркого запаха нет, при этом школьники покупают дешевые маленькие девайсы, которые легко спрятать.
Мне кажется, что ребятам больше нравится процесс выпускания дыма, а не вкус табака. Для них это как способ самовыражения. Не важно, что именно они курят. Важно, что они делают запретные для них вещи и используют запретные устройства".
Антон Поддубный главный нарколог по УрФО
"При употреблении детьми энергетических напитков повышается их возбудимость. Меняются режимы дня, отдыха и восстановления за счет того, что появляется стимулирующий фактор извне. Это не очень хорошо для развивающегося организма, однако степень вредности воздействия зависит от индивидуальных особенностей здоровья. Часть детей более восприимчивы, другие менее восприимчивы. Самое главное, чтобы энергетики не были постоянной частью рациона подростков, это не тот продукт, который необходим для естественного развития. Конечно, может быть эпизодическое употребление, если так нравятся вкус и запах, но никто вам не скажет, насколько эпизодическим оно должно быть — раз в месяц или раз в год. Чем меньше, тем лучше.
Если говорить о вейпинге, то нужно заметить, что он влияет на всех употребляющих. Нельзя заявлять, что парение влияет на подростков в большей или меньшей степени, чем на взрослых. Есть очень большое количество исследований, посвященных воздействию вейпинга на организм, влиянии глицерина в том количестве, которое содержится в вейпе, и самих жидкостей, пищевых и непищевых. И я очень рад, что все эти вещества, устройства потребления табака и парогенераторы с 31 октября ограничивают и приравнивают к табачным изделиям. Нельзя говорить напрямую, что вейпинг — первый шаг к дальнейшему употреблению других веществ с помощью курения, однако такой риск есть.
Действие вейпинга на организм зависит от многих факторов. Например, того, какие вещества содержатся в жидкости, которую заливают в устройство для парения, есть ли там никотин или нет, какие пищевые добавки и так далее".
Врач считает, что вейпинг нужно оценивать с точки зрения психологии и формирования привычки, здесь есть физический и психологический факторы. По словам Поддубного, врачи легко могут убрать физические симптомы отказа от сигарет. Но специалист подчеркивает, что самым тяжелым в работе с зависимыми является борьба с психологической зависимостью и сформированными привычками, которые глубоко вошли в жизнь человека. Нарколог в пример приводит тот факт, что любой курильщик прекрасно знает ощущение сигареты и кофе, и признается, что именно эти связи нужно разрывать.
"Если мы сейчас ограничим продажу энергетических напитков и вейпов несовершеннолетним, то они найдут другие вещества для употребления. Человеку свойственно постоянно искать стимуляторы для изменения своего сознания. Вопрос в том, какие это будут вещества, вредные или очень вредные".
Психолог
Для полноты картины агентство ЕАН запросило комментарий у психолога. К сожалению, специалист не разрешил публиковать свои данные, однако мы считаем важным включить его мнение в этот материал
Любые ПАВ (психоактивные вещества, к которым можно отнести энергетические напитки и вейпинг) работают на дофаминовую систему вознаграждения. Человек покурил или выпил, и ему стало ситуативно легче. Проблема в том, что такой подход лишь снимает симптом, но оставляет нерешенной проблему. Более того, такой подход угнетает чувствительность нейронов мозга, нейромедиаторы начинают вырабатываться в меньшем объеме. Вредность ПАВ для детей выше, чем для взрослых, ведь у детей еще развивается нервная система и головной мозг. Чем раньше начато употребление, тем больший урон. Все ПАВ увеличивают субдепрессию и депрессию, вызывают привыкание, требуют увеличения дозы и меняют нейрофизиологию мозга. Ошибка думать, что эти вещества могут как-то помочь, дав возможность хоть немного почувствовать себя лучше. Нет, это только усугубит ситуацию, подключив к проблеме еще и физиологию.
У детей ситуация опасна именно тем, что нарушается развитие мозговых структур, которое может носить впоследствии необратимый характер, ведь страдают все высшие психические функции, особенно такие, как память и внимание. Чем токсичнее ПАВ, тем сильнее урон.
Но при этом отвадить детей от всего вредного разговорами и угрозами не получится. Надо работать с причинами, они могут быть разные. Например, органические (как подростковая депрессия), социальные (как неуспешность среди сверстников, неуспешность в учебном процессе, плохие отношения в семье, травля). Еще причины могут быть психологическими — психотравмы и предболезненные состояния личности.
То есть надо найти, в какой плоскости причина, и работать с ней. Часто причин несколько. Например, психотравма, перешедшая в невроз, может привести к депрессии. Если не лечить эти состояния, то можно получить невроз характера — стойкие изменения в личности, для исправления которых потребуются в разы большие усилия, чем если бы лечили это на старте.
А все эти разговоры про "вредно, опасно и плохо" не работают.
Если ребенок хочет почувствовать себя лучше, то он найдет способ. Самоповреждение, или селфхарм, формируются по той же схеме. Наказания не помогут, лишь приведут к вранью и ухудшению отношений с подростком. Проблема взрослых в том, что им хочется простой и быстрый рецепт, а его не существует.
Анна Гринь