Попробуем разобраться в духе и букве последних изменений.
Во-первых, решили развести культурные и физкультурные и спортивные мероприятия, определив их в разные пункты Указа. Смысл этих изменений прост.
- Отныне на территории Свердловской области допускается в соответствии с требованиями и рекомендациями Роспотребнадзора проводить массовые культурные мероприятия на объектах физкультуры и спорта с количеством посетителей, не превышающим 50% от вместимости объекта.
- Проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах физкультуры и спорта закрытого типа разрешается только онлайн, без зрителей.
Иными словами, играть в волейбол «Уралочка» будет без зрителей, а вот на Центральном стадионе игра «Урала» при 50%-ной заполняемости не запрещена.
- Самоизоляцию граждан, имеющих хронические заболевания, а также граждан в возрасте 65 лет и старше продлили до 9 ноября 2020 года.
- Органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано обеспечить принятие решений об увеличении продолжительности осенних каникул в школах до 14 дней.
- Обучение в вузах и техникумах рекомендовано перевести на дистант полностью с 27.10.2020.
Диспозитивность — юридическая категория, характеризующая возможность свободного распоряжения субъекта права его правами. Диспозитивным может быть метод правового регулирования той или иной отрасли права, при котором субъекты права могут самостоятельно договориться о варианте поведения по своему усмотрению, а нормы права лишь устанавливают правила для тех случаев, когда субъекты не воспользовались возможностью оговорить вариант поведения в соглашении. Диспозитивными бывают нормы права. Законодательство РФ определяет диспозитивную норму как «норму, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное» (п.4 ст. 421 ГК РФ).
Исходя из смысла и духа указа, «рекомендации» относительно продления школьных каникул и перевода студентов на дистант не следует воспринимать в качестве диспозитивной нормы, допускающей несколько вариантов поведения.
Императивная норма (лат. jus cogens) — норма права, выражение которой сделано в определенной, категоричной форме и не подлежит изменению по инициативе ее адресатов, в отличие от диспозитивной нормы.
Императивный характер рекомендаций усилен глаголом «обеспечить», который несет повелительный смысл.
Пандемия коронавируса внесла новое слово в организацию управления и взаимодействия между государственными органами власти и местными органами самоуправления. Выстроенная вертикаль управления реализуется через формулу «рекомендовать обеспечить».
Напрямую губернатор не может дать императивных указаний ни вузам, ни органам местного самоуправления, но может «рекомендовать обеспечить», т. е. «юридически» предложить рекомендуемый (предпочтительный) вариант поведения в конкретной ситуации (нет жесткой регламентации поведения), но «фактически» обязать выполнить поручение.
«Рекомендовать обеспечить», «рекомендовать запретить» как форма управления находит все большее применение в нормативных актах, исходящих от государственных органов и служб разного уровня. Например, сегодня на официальном сайте правовой информации опубликовано Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020, в соответствии с которым главам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить принятие противоэпидемических мер, рекомендовано запретить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, их проведение в период с 23:00 до 06:00.
Рекомендации Роспотребнадзора в данном случае являются предписаниями, имеющими императивный характер. И их не стоит воспринимать в качестве рекомендуемого (предпочтительного) варианта поведения.
Таким образом реализуется принцип управления, когда нельзя по закону, но необходимо по праву.
В интересное время живем. Думаю, ученые-правоведы в скором времени будут изучать данный принцип, и он войдет в учебники по юриспруденции.