РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 16:30

Директор сети киберарен в Екатеринбурге Олег Алмазов: "Компьютерные клубы снова в моде — их открывают все"

В Екатеринбурге бум клубов и киберарен, куда молодые люди и девушки приходят поиграть в компьютерные игры. Сейчас по всему городу насчитываются 33 заведения, однако Олег Алмазов, которому принадлежат городские заведения сети COLISEUM, уверен, что емкость рынка подобных услуг гораздо больше. Корреспондент ЕАН поговорил с руководителем сети киберклубов и узнал, сколько стоит открыть одну точку, почему это классный бизнес и как часто он видит игроманов в своих заведениях.
Когда появилась идея открыть сеть компьютерных клубов в Екатеринбурге?
— В мае 2019 нам с партнером провели экскурсию по клубам этого бренда. Это было очень атмосферно и зацепило, учитывая, что мы сами активные геймеры в прошлом. Мы увидели в этом большое будущее и решили развивать тему в Екатеринбурге. На тот момент в городе было всего 8 подобных заведений, включая интернет-кафе и еще какие-то сомнительные точки.
Наш клуб должен был стать девятым. Но мы еще не успели открыться, как вокруг было еще две стройки клубов. Это показатель того, что люди зацепились за этот тренд и решили поучаствовать. Кто-то открыл, и понеслось — как снежный ком.
Первый клуб открыли в октябре 2019 года на Геологической.
Всего на текущий момент компьютерных клубов в Екатеринбурге почти 33, и количество растет с каждым месяцем. Сейчас это стало модным, их открывают все.
Есть лимит рынка этих услуг в Екатеринбурге?
— Сколько их еще можно открыть — спорный вопрос, потому что аудитория не увеличивается так быстро. Если мы упремся в потолок, то на первый план выйдет качество. Тридцать три уже открывшихся заведения разбросаны по всему городу. В Екатеринбурге население порядка 2 млн человек, а с областью — 4,5 млн. Пока клубы не покрывают всех желающих, несмотря на то, что есть точки с полной загрузкой, а есть те, в которые никто не ходит. Здесь вопрос естественного отбора. Если гостям что-то не понравится, то они имеют огромное количество альтернатив. Нет такого, что они вынуждены к тебе ходить.
Если говорить о неосвоенной аудитории, то она живет в районах, где есть проблемы с транспортной доступностью, нет метро. Это, например, Академический, Каменные палатки, Химмаш. Там есть потенциал, но нужно проводить аналитику и рассчитывать.
Чем компьютерный клуб отличается от киберарены?
Киберспорт - соревнования в компьютерных играх. В России признан официальным видом спорта.
— Компьютерный клуб — понятие из нулевых. В таких местах стоят обычные стулья, компьютеры чуть посильнее, чем дома, есть выход в интернет. Киберарены — это новая ступень развития клубов. Мы ближе к профессиональному киберспорту: в клубах продуманная эргономика, "железо" на порядок мощнее домашнего, есть специальные программы, который помогает человеку ориентироваться в этой сфере. Все продумано до мелочей: комфорт, вентиляция, вода, тепло, свет и есть все, что нужно для комфортной игры.
Киберарена — место, где люди объединяются для достижения успехов в киберспорте.
Сколько времени необходимо для открытия одного клуба и каков стартовый бюджет?
Франшиза - покупка прав на бизнес-модель. Предприниматель, покупающий франшизу, открывает предприятие на собственные средства, но использует уже разработанную модель ведения бизнеса.
— Вложения в арену на 20 компьютеров — это около 6,5 млн рублей. Примерно 25-27% — покупка компьютеров и комплектующих, ремонт — 15-20%. Различные взносы, которые существуют в любой франшизе (COLISEUM — российская франшиза — прим. ЕАН), тоже закладываются в эту сумму. Остальная часть уходит на оформление, к примеру на граффити, и на различные мелочи, которые нужны в этой сфере.
При этом психологически очень сложно решиться открыть арену, потому что 6,5 млн рублей — это довольно весомая сумма. Примерная стоимость бизнеса упирается в 2,5–3 млн. Сложно подготовить себя к тому, что ты вкладываешь такие средства в место, где играют люди. Возникает вопрос, как можно это развивать?
По времени открытие вместе со стройкой занимает два месяца. Помещение должно подходить по ряду параметров: обладать точной вентиляцией, развитой сетью электрического подвода для того, чтобы выдержать необходимое напряжение, должен быть санузел.
Когда начинается стройка, нужно спроектировать определенным образом пространство, сделать дизайнерский ремонт и разветвить всю электрику по зданию, наладить интернет, кондиционирующие установки.
Дизайн-проект очень важен, потому что нужно грамотно перераспределить пространство и сделать так, чтобы людям было комфортно, и всем хватило места. Пространства наших киберарен устроены так, что на каждого игрока заложено 2 кв. м помещения. Комфорт строится на эргономике пространства.
Какие компьютеры используются в клубах сети?
Железо - жаргонное название физических составляющих компьютера.
— Лучшее турнирное "железо", соответствующее всем типам современных игр и позволяющее людям с комфортом участвовать в любых дисциплинах. Это не значит, что мы закупаем самое топовое "железо". Обновлять его нужно раз в полтора-два года полностью. При этом периферию (мышки, наушники, клавиатуры — прим. ЕАН) необходимо обновлять раз в три месяца, она имеет свойство ломаться и терять свой товарный вид.
Ставится ли на компьютеры какая-то специальная программа для контроля?
— Да, специальный софт. Эта программа, которая стоит во всех компьютерных клубах, только адаптированная под нашу сеть. Это нужно для контроля, чтобы человек не мог заходить на определенные ресурсы и, например, не мог играть в онлайн-покер, запрещенный законом.
Была история, когда человек в течение месяца посидел за всеми компьютерами в заведении и поставил программу для майнинга биткоинов.
Сколько времени требуется, чтобы окупить подобный проект?
— Срок окупаемости — 9 месяцев. Из-за того, что мы потеряли три месяца в карантин, у нас срок вырастет до 12-13 месяцев. Мы на финишной прямой. В нулевую точку мы выйдем в январе. При этом окупаемость до двух лет в бизнесе считается отличным вариантом. Норма — выход в ноль в течение трех лет.
Какая у вас целевая аудитория?
— После открытия мы пытались нащупать целевую аудиторию и привлечь вообще всех, а потом занялись отсевом.
Основная аудитория — студенты. Киберспорт в тренде, значит, они в киберспорте. Но они не оставляют много денег за визит. Эта аудитория важна для нас по количественному показателю.
Есть группа людей, которым уже больше 35 лет. Когда-то они играли и хотят вспомнить и испытать те же эмоции. Либо они продолжают играть, но в связи с появлением работы и семьи вынуждены по-другому структурировать свое время. Они приезжают к нам отдыхать в пятницу после работы. Их достаточно мало, но если они отдыхают, то отдыхают по полной и оставляют хорошие суммы за визит, ни на что не скупятся.
Есть школьники, они могут играть с друзьями. Есть те, которых приводят родители, потому что пока они ходят на шоппинг в "Гринвич", их ребенок у нас отдыхает. Они спокойны, что ребенок не будет им мешать. Они кайфуют, отдыхают и потом приходят и забирают ребенка.
В процентном соотношении 20% — школьники, 50% — студенты, 30% — гости 30+.
Как формируется цена на услуги арены?
— Первое — бренд. Я считаю, что у нас самый лучший бренд на рынке. Цена устанавливается за конфигурацию оборудования, за локации, за удобство и эргономику. При этом, если мы снижаем ценник, у нас появляется максимальная загрузка. Но в час наша единица стала зарабатывать меньше. Человек, который платит минимал, приходит с пониманием, что у него есть ровно 60 рублей, ни копейки больше, он отдает их и уходит. А человек, у которого есть финансовые возможности расслабиться, тратит деньги, чтобы улучшить свой комфорт.
Бесполезно коммуницировать с человеком, у которого 30 рублей в кармане.
Не факт, что люди, которые делают низкую цену, зарабатывают за счет потока. Не факт, что на потоке зарабатывают больше, ведь при этом и износ оборудования существеннее, нужно следить за гостями, нужно больше персонала, это опять издержки. Могут попасться конфликтные гости, например из 70 человек будут 3-4 человека, которые явно неприятны всем остальным. Важен показатель возвратности, когда человек становится лояльным гостем. При потоке нет лояльных гостей, исчерпаешь поток — перестанешь зарабатывать.
У вас нет запойных игроманов, которые проводят в клубе 24/7?
— У нас есть постоянные гости, которые достаточно много времени проводят в нашем клубе, но назвать их игроманами не поворачивается язык. Они к нам ходят потому, что хотят добиться результатов и тренируются, как бы это странно ни звучало.
Наша фишка и миссия — мостик между обычной жизнью и киберспортом.
Почему в ваших аренах нет кухни и алкоголя?
Мы спортивная организация и занимаемся развитием спорта. Да, немножко специфичного, немножко под другим углом, но все-таки это спорт. А спорт полезен, и в нем нужно уходить от алкоголя, от курения и так далее.
Когда ты размываешь формат, то человек перестает понимать, зачем он к тебе приходит: попить пива, покурить кальян или поиграть в танки (сленговое название игры World of tanks» — прим. ЕАН). Пиво попить он может и с друзьями, а в танки поиграть он может и дома. Потом он перестанет к тебе ходить из-за диссонанса. А когда человек точно понимает, что дома он не поиграет нормально, то он вынужден четко структурировать свое время. Он приходит, достигает своих результатов и спокойно возвращается в свой социум: на работу, в семью.
Какие показатели вы отслеживаете, чтобы понимать, развивается проект или стагнирует?
— Самые важные показатели — процентная загруженность единицы (одного игрового места — прим. ЕАН) в клубе и количество уникальных гостей. В марте до закрытия на карантин у нас было 3785 уникальных посетителей в месяц. После коронавируса этот показатель опустился до 2600-2700. Думаю, что мы выйдем на мартовские показатели к концу ноября — началу декабря.
По поводу процента загрузки. В марте он составлял около 55%, то есть за все время каждая единица загружена на 55%. Сейчас это 62-63%. Процент вырос за счет правильной структуризация времени.
Конечно, есть время, когда никто не приходит. Например, с 8:00 до 10:00. Люди, как правило, либо учатся, либо работают, либо спят. Все хотят поиграть в 18:00.
Что вы делали во время карантина, когда заведения были закрыты?
— Кризис дал прирост новой аудитории. Рынок вырос на 30%. К нам пришли люди, которые начали играть, стали уделять время киберспорту.
Стрим - сленговое название прямых трансляций на видеохостингах, таких как Twitch и YouTube. Чаще всего на стримах показывают прохождения видеоигр в реальном времени.
И было радостно, что вроде как бы и минус, но он сподвиг людей к тому, что кто-то начал играть, кто-то начал обучаться, кто-то начал стримы смотреть, кто-то сам начал стримить. Это классно.
Когда мы минуем коронакризис — будем открывать новые клубы. Если опять будет карантин, то будем заниматься обучением, ремонтными работами — тем, что можем сделать, пока у нас отсутствуют гости. Также в связи с "короной" мы запустили передачу компьютеров в аренду тем, кто не смог вернуться в клуб. Мы тщательно подходим к выбору человека и даем в аренду технику только постоянным гостям, все это грамотно юридически оформлено. После аренды нам возвращали компьютеры в том же состоянии.
Есть ли особенности у киберарен как у бизнеса?
— Мы с партнером занимаемся разными видами предприятий в сфере сервиса. Одно дело — работать с баром или кафе, а другое — работать с ареной.
В аренах отсутствует самое главное — продукт. Твой продукт — это время. Мы продаем игровое место с наполнением. Тут не бывает плюсов, минусов, списаний. Не надо думать, как быстрее реализовать продукт, эти процессы отсутствуют. Именно в этом соль ведения данного бизнеса.
Почему в принципе люди посещают компьютерные клубы?
— Здесь атмосферно. Ты находишься в обществе таких же людей, которые тебя мотивируют. Люди, которые сидят слева и справа от тебя, достигают результатов в играх. Это вдохновляет. Здесь свое комьюнити, когда ты можешь подойти и познакомиться с любым. Мы клуб по интересам. У нас много гостей познакомились, теперь они общаются как внутри, так и вне арены.
Беседовала Анна Гринь
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации: +7 922 143 47 42.
almaceramica
Главные новости
О работе с вдовами участников СВО полпреду Жоге рассказал мэр ЕкатеринбургаПолпред в УрФО Жога рассказал, как избежать «афганского синдрома» у ветеранов СВОНазван срок начала нормальной работы общественного транспорта в ЧелябинскеМэрия внесла в гордуму решение о введении турналога в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 15 - 17 ноябряБК «УГМК» крупно обыграл «Самару» и оформил первую сотню в сезоне. Фото