В Екатеринбург пришел облачный гейминг. Сама технология, при которой игроку не нужно иметь дорогостоящий и мощный компьютер для запуска игр, а достаточно лишь интернет-соединения и специальной программы, стала доступна в России чуть более года назад. Но раньше игрокам приходилось использовать московские сервера, что влияло на процесс. Теперь же они могут подключаться к серверам в Екатеринбурге и играть без задержек. ЕАН поговорил с сотрудниками компаний, которые первыми поставили сервера на Урале.
Даниил Мирошниченко, директор по маркетингу и продукту GFN.RU
Облачный гейминг был запущен в России 3 октября 2019 года.
Технология позволяет создать образ мощного игрового компьютера на сервере, и видео игрового процесса транслируется на компьютер пользователя, где он полностью управляет происходящим. Сервис работает практически на любых, в том числе самых слабых компьютерах. Нужен только интернет от 15 Мбит/с, а для оптимального игрового опыта рекомендуется интернет от 25 Мбит/с. Здесь важно время отклика сигнала, у которого есть физические ограничения: например, расстояние от пользователя до дата-центра. Этой осенью сервера появились в Екатеринбурге, и теперь в радиусе тысячи километров от города пользователи могут комфортно играть. На этом мы не остановимся и планируем охватить почти всю страну.
Наша аудитория в месяц составляет 110 тыс. игроков, до 15% из них играют на мобильных устройствах. Есть много людей, которые хотят играть, но не имеют возможности купить мощный игровой компьютер. Мы даем им эту возможность. Играть можно не только на компьютере, но и с телевизора, смартфона, планшета. Среди пользователей есть не только мужчины, но и девушки. Самые увлеченные — люди от 25 до 35 лет, на втором месте подростки и школьники.
Ближайшая для нас веха в развитии — сети 5G. Мы видим пример Японии и Южной Кореи, где облачный гейминг развивается, и 5G дает всплеск мобильного потребления со смартфонов и планшетов.
Облачный гейминг — то, к чему идет рынок, и это связано с развитием шеринговой экономики. Люди понимают, что им проще взять что-то в аренду, например автомобиль или строительный инструмент, нежели владеть им. Облачный гейминг — та же история. Многие понимают, что если они играют время от времени, то им проще пользоваться сервисом, нежели покупать дорогой игровой компьютер.
В сервисе постоянно расширяется список игр. Игры появляются у нас в день выхода в продажу и с поддержкой последних технологий, например трассировки лучей, которая позволяет создавать еще более красивую и реалистичную картинку.
Для того чтобы играть у нас, вы должны самостоятельно приобретать игры. Для некоторых пользователей это становится препятствием. Еще одна помеха — слабый или неправильно настроенный интернет. Если ваш интернет показывает 100 или 200 мегабит, это не означает, что он хороший. Есть задержки, есть накладки в работе Wi-Fi- роутеров. Для просмотра фильма и интернет-серфинга это не важно, но для облачного гейминга скорость должна быть постоянной и не проседать. Если вы в какой-нибудь бродилке пытаетесь убить монстра, у вас зависает интернет, и в этот момент монстр вас сжирает, то от сервиса останутся плохие впечатления. Мы работаем над тем, чтобы «последняя миля» до компьютера пользователя улучшалась, и человек мог сам настроить роутер.
Мы работаем и с производителями роутеров, чтобы они добавляли по умолчанию в настройки игровые профили как под конкретные игры, так и для облачного гейминга в целом.
Мне кажется, что у нас самый на данный момент завершенный продукт. Компании, которые стали пионерами облачного гейминга, не смогли добиться ощутимого результата. Мы ждем, когда у нас появятся прямые конкуренты, потому что это поможет активнее обучать пользователей, продвигать саму технологию и развивать рынок.
Про ценообразование
У нас есть бесплатный базовый тариф, в котором игровая сессия длится час, и, чтобы поиграть, человек встает в живую очередь. После окончания сессии игрок опять занимает место в очереди.
В этом тарифе нет использования самых новейших технологий, например трассировки лучей, которые повышают «реалистичность» картинки. Чтобы попробовать сервис, этого тарифа хватает. Но чтобы комфортно играть, этого явно недостаточно.
Стоимость сервиса складывается из нескольких компонентов: дата-центры, оборудование и обновление технологий. В Екатеринбурге построен один из лучших дата-центров Европы. Аппаратура, которая обеспечивает игры, стоит дорого, и игры с каждым годом требуют все большей производительности. Эти затраты выливаются в то, что стоимость премиум-тарифа составляет тысячу рублей в месяц, не запредельно высокая и минимально возможная, чтобы сервис был рентабельным.
Игровой компьютер обойдется минимум в 80 тыс. рублей единоразово и устареет за два-три года.
Денис Тарасов, директор Центра обработки данных в Екатеринбурге
Центр обработки данных (ЦОД) в Екатеринбурге, где стоят сервера, ввели в эксплуатацию в ноябре 2019 года. Он представляет собой здание в здании, внутреннее здание с серверами имеет свой собственный каркас, стены, кровлю и не имеет общих опорных конструкций с основным. Это защищает технику от природных катаклизмов.
Для стабильной работы серверов в ЦОД продублирована линия питания от города, для подстраховки есть дизель-генераторные установки. Также есть защита от DDoS-атак, видеонаблюдение. В самом помещении с оборудованием поддерживается температура в 23 градуса, чтобы аппаратура не перегревалась, обеспечивается определенный уровень чистоты воздуха.
За серверами организовано круглосуточное дежурство, два раза в день их обходят по определенному регламенту. В дневное время работают инженеры по направлениям. За всем следит система, которая собирает порядка 400 параметров ЦОД и выводит их на экраны в помещении дежурной смены.
Класс надежности — tier 3, то есть выход из строя любой подсистемы, а также ремонтные работы, замена вышедшего из строя оборудования и модернизация компонентов системы не требуют остановки работы дата-центра. Годовой простой ЦОД не превышает 1,6 часа. Коэффициент отказоустойчивости — 99,98%.
ЦОД в Екатеринбурге — узел регионального значения, это первый центр обработки данных за пределами Центрального Федерального округа.
Цифровое развитие региона невозможно без таких центров. Благодаря центру бизнес-сегмент Свердловской области гарантированно получает качественные цифровые услуги.
О БУДУЩЕМ
Сегодня готова первая очередь ЦОД на 216 мест, сейчас мы заканчиваем подготовку для размещения второй очереди, в которой будет 432 стойкоместа. Всего центр рассчитан на 4 очереди. Базовая услуга ЦОД — размещение оборудования.
Помимо GFN, у нас размещены серверы Газпром и Национальная облачная платформа. При этом у GFN.ru очень высокие требования к ЦОД, вплоть до чистоты воздуха, а на их серверах одновременно могут играть 50 тыс. пользователей.
Мы гарант того, что сервера будут максимально корректно работать. Сама фишка системы в том, что на серверах стоят очень мощные видеокарты, и игра может быть запущена на максимальных настройках графики. Мы сравнивали подключение к московскому и екатеринбургскому серверам, разница просто колоссальная и по отклику, и по движению. Ощущение, что игра работает прямо здесь, на компьютере.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ
Корреспондент ЕАН попытался поиграть с помощью GFN. Регистрация и скачивание программы действительно заняли пару минут. С очередью возникли следующие сложности.
На бесплатном тарифе во вторник в 20:00 поиграть в бесплатную многопользовательскую «стрелялку» не удалось. Через несколько дней попытка поиграть в то же время также не увенчалась успехом. Журналист попробовал подключиться к одной игре и стал 296-м в очереди. При смене игры результат был тем же. При попытке поиграть в третью игру, даже не многопользовательскую и не онлайновую, журналист все равно был очереди за номером 296.
Далее программа сообщила о слишком частых сменах игр и попросила подключиться чуть позже.
Через несколько минут журналист все же встал в очередь и занял 301-е место. Поиграть не удалось — через 2,5 часа ожидания корреспондент ЕАН вышел из системы..
Серьезные трудности у сервиса GFN появились 10 декабря в день выхода самой ожидаемой игры этого года — Cyberpunk 2077. По словам директора сервиса Эльдара Вагапова, в день выхода игры количество регистраций выросло в три раза, а количество новых подписчиков — в пять раз. При этом пользователи столкнулись с беспрецедентными очередями даже на премиум-подписке. У обладателей привилегий время ожидания составляло более часа, в некоторых случаях доходило до двух часов.
Директору сервиса пришлось выступить с отдельным заявлением и объяснить, почему появились очереди.
«С сентября мы смогли увеличить мощность сервиса более чем на 50%. Мы видим, что этого оказалось недостаточно, и ищем возможности оперативно нарастить мощности», — написал менеджер GFN.
По словам Вагапова, было принято решение сократить игровую сессию с 6 до 4 часов, чтобы очередь двигалась быстрее
«Мы обязательно компенсируем неудобства, связанные с «Киберпанк-апокалипсисом», — пообещал директор.
Анна Гринь