В России снова растет количество заболевших COVID-19. В регионах одна за другой вводятся ограничительные меры. Врачи отмечают, что постковидный синдром наблюдается не только у переболевших в тяжелой форме. Нарушение сна, отсутствие обонятельной памяти, возвращающаяся одышка - вот часть симптомов постковидного состояния, которое может длиться годами.
О каких новых последствиях узнали врачи за полтора года лечения COVID-19, можно ли загорать после перенесенного заболевания и безопасно ли ехать на море – с этими вопросами мы обратились к доктору медицинских наук Ольге Тепляковой.
- Ольга Вячеславовна, поясните, пожалуйста, если человек недавно переболел COVID-19, можно ли ему без вреда для здоровья ехать на море, а главное – можно ли ему загорать? Вопрос возник потому, что, по многочисленным сообщениями в СМИ и научных медицинских публикациях, новая коронавирусная инфекция создает аутоиммунную предрасположенность у человека. Насколько в данном случае будет опасно солнце, не создаст ли оно новых проблем?
- Инфекция COVID-19 преподнесет нам еще немало открытий.
Ряд исследований продемонстрировал, что в период COVID-19 у достаточно большого числа прежде не болевших какими-либо ревматическими заболеваниями пациентов начинают вырабатываться аутоантитела. Аутоантитела - это белки, которые способны проявлять агрессию по отношению к собственным органам и тканям.
- А что в жару делать человеку, если он переболел COVID-19 и у него сохраняется слабость, бывают сердцебиения, нарушение сна, какое-то внутреннее беспокойство. Сейчас многие на это жалуются, но отдохнуть-то хочется всем.
- Если жалобы после коронавирусной инфекции сохраняются, то лучше обратиться к врачу. Мы очень часто наблюдаем так называемый постковидный синдром: у части пациентов вирус приводит к дисбалансу вегетативной нервной системы – отдела нервной системы, которая является ответственной за деятельность внутренних органов. Перечисленные вами симптомы типичны для COVID-19: зачастую у пациентов сохраняется в течение длительного времени сердцебиение, слабость, потливость, ощущение нехватки воздуха, разнообразные болевые синдромы, колебания температуры тела.
Жара является дополнительным фактором, неблагоприятно влияющим на функционирование вегетативной нервной системы, в связи с чем все перечисленные симптомы могут усилиться. Это является дополнительной причиной, по которой человеку, перенесшему COVID-19, не следует перегреваться.
- Ольга Вячеславовна, не можем не спросить вас о том, как ваши ревматологические пациенты переносят коронавирусную инфекцию и как им решить вопрос с прививкой против COVID-19 – стоит прививаться или нет?
- Наши пациенты переносят новую коронавирусную инфекцию точно так же, как все остальные: и частота, и тяжесть существенно не отличаются от общей популяции. Отмечено, что из специфических факторов риска тяжести заболевания четко установлен только один – средневысокая и высокая доза используемых глюкокортикоидов.
Глюкокортикоиды Это гормоны, которые в терапии чаще всего используются как сильное противовоспалительное средство и для подавления чрезмерной активности иммунной системы, которая разрушает органы и ткани самого пациента.
С другой стороны, некоторые ученые предполагают, что на фоне иммуносупрессивной терапии, Иммуносупрессивная терапия Лечение, которое назначается для подавления активности иммунной системы.
которую получают наши пациенты, им удается избежать развития цитокинового шторма Цитокиновый шторм Неконтролируемая реакция иммунной системы, с помощью которой организм больного пытается бороться с коронавирусом, но при этом разрушает собственные ткани.
и аутоагрессии к собственным тканям, которая нередко становится причиной смерти у пациентов с COVID-19. Но это пока предположение, окончательные выводы будут сделаны позже.В отношении вакцинации ревматологическим пациентам всегда звучит слово «с осторожностью». Тем не менее при отсутствии высокой активности основного заболевания, поражения жизненно важных органов, а также с учетом опасности коронавирусной инфекции большинству пациентов мы рекомендуем вакцинацию. Однако обязательно обращаем внимание на другой аспект. Не исключено, что за счет того же искусственного подавления иммунитета соответствующими препаратами наши пациенты не всегда после прививок, в том числе и после прививки против коронавирусной инфекции, могут выработать достаточный уровень защитных антител. Поэтому однозначной рекомендацией со стороны ревматолога будет оценка концентрации антител после проведения полного курса вакцинации.
Думаю, что все мы здравые люди и понимаем, что коронавирусная инфекция пришла к нам надолго, поэтому к своей защите от нее нужно подходить цивилизованно и разумно.
Для справки. Центр клинической ревматологии МО «Новая больница» занимается лечением пациентов с тяжелыми заболеваниями внутренних органов и суставов (примеры – ревматоидный полиартрит и другие виды артритов, системная красная волчанка). Ольга Вячеславовна - руководитель центра и специализируется на сложных терапевтических случаях.