Несколько дней назад в Сочи завершился главный национальный кинофестиваль - «Кинотавр», где фильм уральского режиссера Антона Елисеева "Хорошая девочка Лида" взял главный приз. Среди жюри конкурса была екатеринбургский киновед и культуролог Лилия Немченко. Она рассказала ЕАН, чем фильм поразил экспертов, как работалось с актрисой Чулпан Хаматовой и чем «Кинотавр-2021» отличался от предыдущих фестивалей.
- Лилия Михайловна, вы около 10 лет ездите на «Кинотавр», но в жюри были первый раз. Как ощущения?
- Это абсолютно другой опыт. Когда оказываешься «в кухне» фестиваля, понимаешь, что за всем этим стоит фантастическая и суперорганизованная команда и огромная работа. Самое главное, что руководство «Кинотавра» оставляет жюри полную свободу. Нет никаких советов, контроля, намеков, все основано на принципе доверия. Это способствовало работе.
- Как сложились отношения внутри жюри? Были споры?
- Члены жюри изначально казались совершенно разными людьми, но оказалось, что мы очень близки по эстетическим вкусам и политическим предпочтениям. Актриса Чулпан Хаматова, председатель жюри – человек суперорганизованный, конструктивный и очень строгий. Все было дисциплинировано и по-рабочему - обсуждение каждый день после каждого фильма. В оценках сложностей не было. Все с одинаковыми критериями подходили к кино как к искусству. Таких споров, что половина - за, половина - против, не было.
- Екатеринбург на конкурсе представляли две работы: фильм «Хорошая девочка Лида» и «День мертвых». Первый создали ученики драматурга Николая Коляды - режиссер Антон Елисеев и сценарист Роман Козырчиков. Он стал победителем в коротком метре. Чем удивил фильм?
- Фильм выделялся искренностью, непосредственностью, абсолютной достоверностью и, конечно же, замечательным текстом. В жюри входили актриса Ингебога Дапкунайте, известный продюсер Наталья Дрозд и другие высокопрофессиональные эксперты. Они фильм выделили из всех остальных.
Я, честно говоря, когда смотрела, думала - ну да, хорошо, очень мило. Я даже не предполагала, что это будет главный приз.
Потом разговаривала с жюри. Они единогласно решили, что победитель - «Хорошая девочка Лида» - фильм с невероятно чистой интонацией. В нем все очень органично. При этом картина - образец нулевого бюджета. Комната, диван и одна пробежка по проспекту Ленина... Но текст изумительный, зал хохотал, столько аплодисментов было после фильма!
- Как был воспринят второй фильм - «День мертвых», сценарий к которому написал драматург из Екатеринбурга Алексей Еньшин?
- Он оказался не таким ярким. Виктор Рыжаков, снявший фильм, все-таки театральный режиссер и на киноповествование как-то еще не вырулил. Но то, что фильм попал в программу фестиваля, уже огромный успех, ведь туда отбираются несколько кинокартин из сотен.
- Чем в этом году отличился кинофестиваль?
- Очень много картин выше среднего уровня, поэтому было сложно отдавать предпочтение. «Медея» (режиссер Александр Зельдович – прим. ЕАН) – лидер, «Нуучча» (реж. Владимир Монкуев) – лидер, «Море волнуется раз» (реж. Николай Хомерики) – лидер. Было много дебютов, много разного кино. Оно и про сегодня, и про вчера, и актуальное, и чистый эстетизм.
Еще мне показалось любопытным, что появилась реалистичная оценка конформизма и его страшных последствий. Причем картина может быть конформистской, но при этом критиковать само явление.
В этом году на фестивале мало комедий. Зато проявились межсемейные темы, фильмы, показывающие вражду и отталкивание ролевого взаимодействия «дочь - мать». Непростые отношения показаны в фильме «Герда» Натальи Кудряшовой. Очень страшная внутрисемейная история - в фильме «Ничья» Лены Ланских.
- Какой фильм – ваш личный лидер?
- «Медея» Александра Зельдовича. Очень мощное кино с потрясающей музыкой. Оно о том, к чему приводит обида, насколько она разрушительна.
+7 922 143 47 42