Три года назад, когда компания Bazelevs Тимура Бекмамбетова выпускала завершающий фильм многолетней франшизы «Елок», многие зрители со слезами прощались с героями как с дорогими сердцу, но загостившимися родственниками. Именно расставание с любимой франшизой, по легенде авторов нового продолжения, стало причиной катастрофических изменений, случившихся с миром.
«Елки» выходили ежегодно начиная с 2010 года, а Новый, 2020 год стал первым, наступившим без них. Дальше грянула пандемия: все потому, что Новый год встретили как-то не так.
Вообще эта мысль кажется довольно пугающей. С идеей о QR-кодах мы уже смирились, но что если для избавления от пандемии теперь каждому жителю РФ каждый Новый год придется смотреть очередной выпуск «Елок»? «Подарок от губернатора: десятый бустер вакцины и билет на «Елки Х» в кино!».
Боюсь, впереди нас ждут тяжелые испытания...
Постковидные "Елки" получились, как и жизнь после COVID: все то же самое - да не то. Тимур Бекмамбетов, один из самых прагматичных и вместе с тем коммерчески успешных российских режиссеров, еще в августе в интервью заявил, что для него лично проект «Елки» закончен и дальше он будет жить без него. Над вышедшим в прокат 16 декабря фильмом работала абсолютно новая команда. Теперь фильм продюсирует онлайн-кинотеатр IVI и его генеральный директор Олег Туманов. Главными сценаристами фильма стал Евгений Кулик, екатеринбургский комик, и его многолетний соавтор Дмитрий Балуев. Режиссеры новелл – молодые начинающие кинематографисты, самый известный из которых, Антон Богданов, на протяжении многих лет участвовал в проекте «Елки» в качестве актера.
Новые «Елки» оставляют ощущение, что зритель потерял вкус и обоняние, а вместе с ними - и чувство юмора.
Авторы фильма словно и сами понимают, что делают что-то не так. Один из сквозных персонажей франшизы, роль которого играет Иван Ургант, петербуржец Боря, несмотря на прививку, переболел COVID, а теперь отправляется в гости к своему старому другу Жене в исполнении Сергея Светлакова встречать Новый год.
Женя знает, что после болезни Боря потерял вкус к жизни, поэтому ставит перед собой цель развеселить друга. Он выходит на импровизированную домашнюю сцену и вещает оттуда, толкая скучные речи, которые не трогают никого, даже его собственных детей. Невозможно перестать подозревать авторов в том, что они и сами себя чувствуют так же нелепо, как персонаж Светлакова, хотя и действуют, как и он, из самых лучших побуждений.
Вместе с тем создатели фильма словно заранее лукаво придумывают себе оправдание: в том, что зрителю не смешно, что ничто его не трогает, виноват постковидный синдром, а вовсе не низкое качество сценария, режиссуры и актерского исполнения.
Бекмамбетовский авторский стиль всегда узнаваем. Многие критикуют его за наглые рекламные интеграции, за лобовой продакт-плейсмент. Но вместе с тем как режиссер Бекмамбетов обладает уникальной способностью рассказывать историю так, чтобы вызвать у зрителя особенное щемящее чувство сопереживания даже персонажам экш-фильмов.
Сколько бы новые «Елки» ни притворялись прежними, команда авторов - ни пыталась следовать художественному и коммерческому методу Бекмамбетова, в результате получилось что-то совсем другое.
И это, в общем-то, было очевидным для опытного руководства IVI.
Еще одна коллизия, связанная с судьбой новых «Елок», заключается в том, что в этом году фильм выйдет только в ограниченный прокат. Все крупные федеральный сети кинотеатров отказались от показа полностью в связи с тем, что уже 30 декабря фильм появится в онлайн-кинотеатре IVI (в Екатеринбурге фильм показывает сеть "Премьер-зал" и еще несколько отдельных кинотеатров).
Обычно так называемое релизное окно (когда фильм идет только «вживую», в кинотеатрах) составляет минимум 6 недель. В случае с «Елками» оно сократилось до двух недель, и IVI категорически отказалось переносить онлайн-премьеру на более поздний срок.
Прошло 11 лет с выхода первого фильма проекта. За это время у «Елок» сформировался и вырос свой зритель. Франшиза «Елок» воспринималась им как этакое милое кино для семейного просмотра, которое всегда можно увидеть в кинотеатре во время новогодних каникул и на пару часов отвлечься от салатов и алкоголя. Ежегодно «Елки» в кинотеатрах смотрели в среднем 3 млн зрителей. Теперь часть из них могут стать зрителями IVI. И в этом случае качество самого фильма становится не столь важным. Для IVI это возможность привлечь брендом «Елки» более зрелого зрителя, у которого, возможно, еще нет ни одной подписки на онлайн-кинотеатр. И когда этот зрелый зритель сделает свой выбор в пользу IVI, прежний доковидный мир офлайна станет еще дальше от нас.
Татьяна Андриянова специально для ЕАН
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42