Дети переносят «Омикрон» легко, его тяжелое течение наблюдается менее чем у 1% из них, а в госпитализации нуждаются всего около 3% детей. Такова последняя COVID-статистика федерального Роспотребнадзора. Однако медики, в отличие от чиновников, уверены: расслабляться не стоит, все самое худшее для ребенка, даже после самой «легкой» болезни, может быть впереди. Подробности – в материале ЕАН.
Когда много антител к COVID-19 – это плохо
Возникает спонтанно, предсказать невозможно, клиника нарастает стремительно, и ребенок может умереть – все это о нем, о мультисистемном воспалительном синдроме, который возникает у детей после перенесенного COVID-19.
Впереди еще главный сюрприз – по мнению московских врачей-педиатров, которое они сформулировали в прошлом году, а сейчас этот вывод подтверждается и врачами из других регионов России, – почти в 90% случаев развития синдрома у детей родители даже не знали, что ребенок переболел новой коронавирусной инфекцией. То есть дети перенесли болезнь бессимптомно: продолжали ходить в детский сад и школу и ни на что не жаловались.
Есть неопровержимая улика против вируса – зашкаливающие уровни IgG к вирусу Sars-CoV-2, которые находили у московских детей, поступавших с мультисистемным воспалительным синдромом (MIS-C) в стационары. Уже в 2021 году в Москве с MIS-C через детские больницы прошло более двух сотен детей.
Но пик, как сегодня говорят педиатры, еще впереди. Потому что с появлением штамма «Омикрон» дети стали инфицироваться в несколько раз чаще.
В основе – иммунологические реакции
Первые дети с мультисистемным воспалительным синдромом появились в России уже в апреле 2020 года. И почти сразу у педиатров возникло понимание, что новый коронавирус – это далеко не респираторная инфекция. COVID-19 провоцирует иммунологические реакции по стороны организма ребенка, и этот гипериммунный ответ приводит к изменениям во внутренних органах, коже, системе свертывания крови и так далее.
Мультисистемный воспалительный синдром поражает детей в возрасте до 18 лет.
Синдром – это критическая форма заболевания. Педиатры сравнивают его со скоротечной, злокачественной формой менингококковой инфекции. Происходит неадекватное, негативное регулирование иммунной реакции, в результате чего у ребенка могут поражаться все органы: головной мозг, сердечная мышца, печень, почки, селезенка, клетки кишечника. Легкие здесь страдают реже, изменения в них все-таки чаще выявляются при тяжелой, острой форме коронавирусной инфекции.
Все это может привести к дисфункции органов и полиорганной недостаточности, от которой ребенок может даже умереть. Плюс реакция со стороны сосудов – тромбозы и нарушения свертывания. У детей с MIS-C при обследовании находят даже антитела к фосфолипидам, которые характерны для антифосфолипидного синдрома.
Как проявляется мультисистемный воспалительный синдром
Время его появления – через 2-6 недель после перенесенного COVID-19. Чаще – после бессимптомной формы или если ребенок переболел легко. Дети обычно не были даже обследованы и не получали по сути никакого лечения. Необычная клиника появляется неожиданно.
Самый частый возраст заболевших детей (по данным Москвы) – 8-9 лет и старше 10 лет. Лишь единичные дети с мультисистемным воспалительным синдромом младше 5 лет.
Для синдрома характерно острое развитие: высокая лихорадка у всех (39-40 градусов) и при этом мозаика симптомов. Это боли в животе, жидкий стул, рвота, сыпь самой разной локализации, конъюнктивит с отеками лица, отеки конечностей, дыхательная недостаточность, признаки поражения центральной нервной системы.
В Москве у троих детей с мультисистемным воспалительным синдромом был выявлен даже серозный менингит. Почти у всех детей –увеличение печени и селезенки, часто - перикардит. Несколько детей поступило в стационар в состоянии шока.
При лабораторном обследовании почти у всех несовершеннолетних в разы были повышены маркеры острого воспаления – С-реактивный белок и D-димер. И у всех детей были обнаружены огромные, зашкаливающие уровни антител класса Ig G, которые в 10 раз и более превышали норму.
Что говорят педиатры
Как нам рассказал врач-педиатр, работающий в детской больнице Екатеринбурга, мультисистемный воспалительный синдром возникает спонтанно, предсказать его заранее невозможно. Избыточное накопление антител при контакте с вирусом предупредить также нельзя.
«Вероятно, наука еще не поняла до конца, какие фракции антител защищают нас от коронавируса, а какие - наносят вред, - говорит врач. – Мы никогда не знаем, как мультисистемный воспалительный синдром будет развиваться у конкретного ребенка. Сыпь при этом синдроме может быть на лице, на ладонях, конечностях. Она может быть похожа и на крапивницу, и на высыпания при герпесе или ветряной оспе. Родители должны быть внимательны: если у ребенка появилась температура, а на ее фоне – сыпь, боли в животе, нарушения со стороны нервной системы, если вы видите, что состояние ребенка становится хуже, – нужно немедленно обращаться к врачу».
Чем лечат мультисистемный воспалительный синдром
Во-первых, его лечат только в стационаре. В основе лечения - антикоагулянты, гормональные препараты, специальные иммуноглобулины, часть детей попадает в реанимацию. В самых тяжелых случаях используются «взрослые» препараты – блокаторы интерлейкинов.
Наглядные случаи, чтобы все было понятно.
Москва: мальчик, 8 лет, со слов родителей, не болел COVID. Внезапно появилась лихорадка, сыпь, конъюнктивит, отек кистей, ринит, жидкий стул. Несколько дней ребенок лечился дома. При поступлении в стационар – состояние средней тяжести, уровень С-реактивного белка 367 при норме до 10 мг/л. В стационаре улучшение на 5-й день. Выписан домой.
Москва: девочка 1,5 года. Перенесла легкую форму новой коронавирусной инфекции. Через 10 дней после выздоровления появилась лихорадка, рвота, жидкий стул, сыпь, отеки, а затем - кома, нарушение дыхания, сердечная недостаточность. Уровень иммуноглобулинов класса G у ребенка был повышен более чем в 30 раз, все белки острого воспаления – в десятки и сотни раз. Девочка провела больше 20 дней в реанимации. Сейчас уже выписана домой.
Татьяна Ауст специально для ЕАН.
+7 922 143 47 42