Руководители российских промышленных кластеров, технопарков и профильные областные министры из полусотни регионов страны в эти дни принимают участие во всероссийской конференции по мерам поддержки производственных объединений. Она проходит в городе Магнитогорске Челябинской области. Мероприятие организовали Министерство промышленности и торговли России и южноуральское правительство. Подробности – в материале ЕАН.
Участники представили свои проекты, которые летом будут претендовать на федеральные субсидии. Но не менее важным было представителям самых разных производств со всей страны познакомиться и обменяться информацией о своих возможностях и потребностях. А потребностей в условиях санкций стало намного больше, так как прекратились поставки импортного сырья, оборудования, комплектующих.
«В период введения санкций в отношении Российской Федерации развитие промышленной инфраструктуры, внутриобластной и межрегиональной кооперации является особенно актуальным. Наша совместная задача – смягчить производственные и технологические риски для ключевых секторов промышленности, вызванные нарушением транспортно-логистических цепочек поставок оборудования, восстановить эти цепочки, пострадавшие в связи с запретом поставок в РФ», – говорит министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Павел Рыжий.
Он уточнил, что в прошлом году промышленный сектор экономики региона вырос более чем на 7%. Этот показатель выше среднего и по Уралу, и по стране в целом. Такой рост в ведомстве связывают с развитием как раз кооперации и создания промышленной инфраструктуры.
Кроме того, регион лидирует по развитию кластерной политики. На сегодня существует семь кластеров, четыре из которых – межрегиональные; пять кластеров внесены в реестр Минпромторга страны. В основном они специализируются на выпуске оборудования, элементов машиностроения, электроники.
«Сейчас мы рассматриваем возможность вхождения нашей мебельной индустрии в мебельный кластер Приволжского федерального округа, который находится в стадии создания», – сказал глава челябинского Минпрома.
Кластеры получают и федеральную, и региональную поддержку; как раз сейчас формируется новый список ее адресатов. Предприятия могут получить субсидии на покупку оборудования. В прошлом году сумма финансовой помощи составила 20 млн рублей, в этом в бюджет региона уже заложено на данные цели 100 млн рублей. Кроме того, в Челябинской области участники кластера могут получить льготные займы. Взаимодействие с предприятиями осуществляет Фонд развития промышленности.
Самый больной для производителей вопрос – чем заменить иностранные товары, используемые на местных предприятиях. Кооперация и может спасти положение. И развивать ее нужно быстро, чтобы сократить экономические риски.
Заместитель генерального директора предприятия по производству гидравлической техники в Свердловской области «Гидронт» Алексей Матанцев рассказал журналисту ЕАН о создании кластера совместно с крановыми заводами России.
«90-е годы сильно пошатнули нашу промышленность. Сейчас для тех, кто уже начал импортозамещение, настало время показать свои возможности. И кластер как раз позволит создать кооперации. У нас есть уникальные инженерные разработки и изобретения, но они не нашли реализации в реальном секторе экономики, они не востребованы. Кластер как раз должен связать производителя (малые и средние предприятия), потребителя (крупное предприятие), который будет потреблять эти изделия и технику, а наука также должна встраиваться в этот кластер и давать те разработки, которые могут в данный момент использоваться для развития промышленности», - пояснил Алексей Матанцев.
Он также отметил заинтересованность в сотрудничестве с челябинским предприятием «Резонанс», которое производит электронику. Еще для уральского кластера нужны производители автокресел, рукавов высокого давления и прочих комплектующих.
Участники мероприятия отмечают: практически во всех отраслях экономики и любых видах производства есть ниши, которые опустели после прекращения международных поставок. Это и технологии, и продукция, выпуск которой не налажен в России по причинам дороговизны, отсутствия сырья или оборудования, научных разработок или попросту нехватки компетенций.
Долгое время отечественным компаниям было выгодно работать с иностранными партнерами. У многих зарубежных компаний есть современные научные разработки и часто сырье, и процесс отлажен идеально. В России же элементарно нет таких собственных станков, как в Европе, а без них «ручная сборка», говорят участники форума, получается слишком дорогой.
Алексей Матанцев отметил, что с получением комплектующих возникают серьезные проблемы. Причины не только в нарушении логистических цепочек, но и отношении европейских партнеров к России. На Западе, по его наблюдениям, местная пресса активно формирует негативное отношение к нашей стране.
«Надеюсь, наша страна по дипломатическим каналам сможет донести достоверную информацию и эта ситуация разрешится, но в любом случае промышленная безопасность предполагает, что мы можем качественно и недорого производить незаменимые продукты на территории своей страны. Ведь не только сегодняшняя ситуация показательна. Вот взорвался над Челябинском метеорит. А ведь такой же метеорит может упасть на промышленный район Европы. И что тогда будет в мире? Мы должны знать, как произвести важные компоненты внутри своей страны, какой бы ни была ситуация», - рассуждает Матанцев.
В ходе конференции Минпромторг РФ предложил Челябинской области и Башкортостану стать пилотными регионами, где Фонды развития промышленности становятся управляющими организациями кластеров без якорного резидента. Именно ФРП возьмут на себя всю организационную работу. Именно Челябинск и Башкирия проверят работоспособность такой модели.
«Мы считаем, что Челябинская область сейчас показывает большие успехи в вопросе развития региональной промышленной политики, и опыт будет востребован, чтобы на федеральном уровне показать, какие необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты и регламенты ФРП», – рассказал директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко.
Он также сообщил, что южноуральские предприятия в составе пяти кластеров заявились на получение федерального софинансироания в сумме 750 млн рублей. Промышленные объединения могут получить до 30% от стоимости своих новых проектов (остальные 70% – собственные средства) при условии уже сделанных вложений от 10%. Претенденты должны показать, какие у них есть свободные инвестиционные ниши (та продукция, которую они предлагают выпускать новым членам кластера), а также доказать, что их продукция будет востребована (будет иметь рынок сбыта).
Такие заявки уже приходят со всей страны. В Магнитогорске состоялась их предзащита. Всего было представлено 19 инфраструктурных и 17 кластерных проектов. Это автомобилестроение, легкая промышленность, производство электроники и другие направления.
Представитель челябинского промышленного кластера транспортного машиностроения и приводной техники рассказал о его работе. Это, к примеру, производство трамваев, которое осуществляет Усть-Катавский вагоностроительный завод, а также комплектующих. В объединение входят предприятия композитной отрасли, которые производят наружную и внутреннюю отделку для трамваев, есть приборостроительные компании. Сейчас участникам кооперации нужны производители электроники.
«Мы закупаем ежегодно на 300-350 млн, по старым ценам, микропроцессоров, транзисторов, USB-процессоров, матриц для сенсорных дисплеев [трамваев]. На сегодняшний день поставки импортные нам прекратили», – сообщалось в презентации кластера.
Исполнительный директор Ассоциации Южноуральский приборостроительный кластер «Планар» Валерия Рудных рассказала, что в кооперацию входит 11 предприятий. Их продукция нужна промышленным предприятиям страны, а также предназначена для обеспечения безопасности населения. Объединение уже имеет опыт получения субсидий на компенсацию затрат по покупке оборудования. Рудных отметила, что в этом процессе важны не только сами деньги, но прежде всего факт взаимодействия с органами власти.
Директор АНО «Спецкластер» (Промышленный кластер специальной экипировки, Саткинский район) Елена Коваленко рассказала, что предприятия объединения выпускают экипировку и спецодежду, обувь, канаты и веревки, нетканые материалы. В кооперацию входят швейные и обувные фабрики Миасса, Магнитогорска, Челябинска, Саткинского района, села Верхние Киги республики Башкортостан.
«Импорт внутри кластера в 2021 году составил 446 млн рублей. Из них 316 млн – это ввоз вторичного сырья, в основном из Казахстана: пэт-бутылки из-под напитков. Причина в том, что данного сырья категорически не хватает на территории России, производители борются за него. Несмотря на то, что в последние годы стали работать региональные операторы по обращению с твердыми бытовыми отходами, пока результаты не видны. Предприятия, которые работают по программе импортозамещения, производят волокно. Его в Россию также везут из Китая и Кореи», – обозначила проблему Елена Коваленко.
Она также рассказала о нехватке фурнитуры, молний, компонентов для изготовления медицинской резинки. «Ее можно купить в дружественных странах, но контейнеры стоят по 3-4 месяца, в последний год это стало очень большой проблемой», – говорит производственник. Она также добавила, что красители и компоненты для изготовления подошв обуви тоже в основном импортные. Все это может стать новой нишей для развития российской промышленности.
Исполнительный директор кластера «Трансмаш» Алексей Королев рассказал ЕАН, что искать внутри страны партнеров, способных заменить зарубежных, с которыми было налажено многолетнее сотрудничество, – «задача архисложная».
«Компетенций в электронике, которые нужны нашему кластеру, просто нет в России. Вышло новое постановление правительства, которое стимулирует местные предприятия на разработки. Это длительный путь, но если коллегам удастся наладить выпуск нужной нам продукции, мы готовы сотрудничать и полностью отказаться от импортных поставок даже после того, как будут сняты различные ограничения, санкции. Дорого это будет или дешево – это второй вопрос. Самое главное – это качество. Приведу пример. Подшипники для электродвигателя мы берем итальянские. Найти такие внутри страны не удалось. Пробовали работать с коллегами из дружественных стран, работали с Китаем, но их подшипники не подошли», – поделился проблемой Алексей Королев.
При этом он отметил и вторую сторону санкционной медали: спрос на отечественную, в том числе челябинскую, продукцию вырос. Возник даже дефицит. Сыграло свою роль и то, что некоторые российские производители ранее "хитрили", скрывая наличие импортных составляющих в своем производстве, а теперь не могут продолжать работу по понятным экономическим причинам.
Заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук отметил, что регион способен произвести практически любую продукцию. Недавно на Южном Урале был создан первый в России центр импортозамещения. Входящие в его состав эксперты выявляют ниши, которые нуждаются в альтернативе иностранным партнерам, а также работают с производителями, способными предложить аналогичную продукцию. В импортозамещении прежде всего нуждается промышленность, которая дает региону больше всего налогов и рабочих мест, а также сельское хозяйство. Развитие аграрного сектора - это и продовольственная безопасность, и поддержание жизни сельских территорий. Челябинск имеет потенциал развития импортозамещения прежде всего в таких сферах, как автомобилестроение, производство железнодорожной, сельскохозяйственной, строительной техники, пищевого оборудования, удобрений и других.
«У нас международная корпорация очень активно развивалась, и это было нормально, но сейчас мы вынуждены достаточно оперативно иностранную продукцию заместить. Наша промышленность к этому готова, многие о развитии в данном направлении уже думали и действовали. Но не было экономической эффективности такой работы. Сейчас такой вопрос уже не стоит. Да, может быть, было выгодно покупать оборудование за рубежом, но сейчас такого выбора нет. И появляется большой внутренний спрос на отечественную продукцию», – прокомментировал Егор Ковальчук.
Он отметил, что в дальнейшем у создаваемых импортозамещающих предприятий наверняка будет рынок сбыта, прежде всего внутри страны.