РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 16:39

Декан журфака МГУ: Россия уступает в информационной войне из-за приверженности свободе слова

© ЕАН
Сегодня в Челябинске начался международный форум «Евразия-2022». В нем принимают участие студенты и ученые в сфере истории, журналистики, социаологии, политологии и других. Эксперты обсуждают возможности развития сотрудничества между государствами в социокультурной, гуманитарной сферах. Многие спикеры не могут обойти в своих выступлениях тему ситуации на Украине, где Россия проводит специальную военную операцию.
В сложившихся условиях особое значение и ценность обретает информация.Корреспонденты ЕАН на полях форума поговорили с деканом факультета журналистики Московского государственного университета Еленой Вартановой о ситуации в журналистике и блогосфере. Вартанова - академик РАО, профессор, доктор филологических наук.
– Елена Леонидовна, как вы оцениваете роль информации и масс-медиа в меняющейся международной ситуации?
– Журналист по-прежнему остается главным специалистом в цифровом медиапространстве. Он несет профессиональную, этическую и юридическую ответственность за ту информацию, которую публикует. Однако сегодня он не единственный субъект в этой сфере. Появляются новые «профессионалы», у которых нет таких четких стандартов работы с информацией. И очень важно, чтобы люди понимали, где можно получить достоверную информацию, как ее проверить.
Сегодняшняя ситуация началась с приходом пандемии [коронавируса], когда произошло взрывное развития фейков. Даже появился такой неологизм, не очень красивый, но точно отражающий его характеристику, – фейкометы. И производители фейков приравниваются к солдатам. Они работают на информационном фронте.
– Как вы относитесь к термину «информационная война»?
– Этот термин довольно распространен, но носит публицистический характер. Я бы говорила о конфликтах, потому что понятие «война» больше связано с действиями армий и политиков. Но тем не менее журналисты и средства массовой информации в условиях конфликта должны соблюдать определенные правила и принимать то регулирование, которое устанавливает государство.
Мы вообще должны признать, что отсутствие регулирования в цифровой среде привело к серьезным последствиям, связанным с появлением фейков и необходимостью, возникшей у обычного человека, проверять информацию. Именно поэтому мы говорим о важности признания журналистами законов страны и формирования более четких профессиональных инструментов, о саморегулировании журналистики, которая должна поддерживать страну и аудиторию в самых сложных условиях. В последний месяц, с началом спецоперации [на Украине], стало очевидно, что борьба с фейками должна носить системный характер.
Термин «информационная война» часто встречается у журналистов, но хорошо бы такие приемы вообще не использовать, потому что потери на этом фронте могут быть чудовищными: психологические, интеллектуальные и так далее.
– Каковы позиции России в этом противостоянии?
– Россия попала в сложную ситуацию, потому что мы долгое время работали в парадигме свободы слова и считали, что она для всех одинакова. Но получилось так, что и во время пандемии, и сейчас те самые производители фейков, которые находятся за пределами Российской Федерации, пошли в атаку.
Нам нужно отвечать на эти вызовы. У государственных телеканалов появилось несколько служб по предотвращению распространения фейковых новостей. Нам надо усиливать подготовку журналистов для работы с поля боя и развивать программу медиаобразования аудитории. Люди тоже должны учиться распознавать недостоверную информацию. Мне кажется, мы с этим немного опоздали, но у нас еще есть время наверстать упущенное. Надо идти в школы, идти к студентам и рассказывать принципы проверки информации в современных медиа.
– Сегодня мы видим, что меняется поле работы блогеров, так как для некоторых стран закрываются ставшие привычными социальные сети. Что это значит для них? Пора искать новые платформы, форматы работы?
– С блогерами, или инфлюенсерами, ситуация непростая. То, что они пришли в эту среду самостоятельно, очень часто их стимулировали коммерческие интересы, все же не дает им права на производство недостоверной информации. Мне кажется, нынешнее время показывает, что нужно вернуться к истокам. Только журналисты с системным образованием и практикой могут выступать в качестве достоверных источников информации.
Но мы понимаем, что в последние годы ангажированность в журналистике стала очень высокой. И сегодня происходит процесс, когда многие медийные профессии нуждаются в переосмыслении, причем через призму доверия аудитории и вообще доверия к профессии.
almaceramica
Главные новости
Жители свердловской Пышмы теряют зрение из-за недоступного леченияУголовное преследование свердловского экс-министра Старкова попросили остановить из-за СВОКто и когда определил день рождения Екатеринбурга - в колонке директора МИЕ Игоря ПушкареваЧто скрывается за экономическими новостями - колонка обозревателя ЕАНПациентам пришлось выпрыгивать из окон горящей больницы в ЕкатеринбургеНазваны главные причины деградации коммунальной инфраструктуры в Челябинске