РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 29 апреля 2022 в 16:07

Не антология, но энциклопедия: что посмотреть екатеринбуржцам в открывшемся Музее андеграунда. ФОТО

© ЕАН
В Екатеринбурге открылся Музей андеграунда. На площадях пяти залов расположились работы «маргинальных» художников из Москвы, Свердловска, Ленинграда и Одессы. Уникальные фонды музея это личная коллекция, собранная бизнесменом Павлом Негановым. О чем эта выставка в репортаже ЕАН.
Это не первая моя выставка модернового искусства, поэтому я был в предвкушении. И музей встретил меня соответствующе: прекрасно запомнились головы манекенов на гардеробных шкафах и стилизованные под «русский шрифт» надписи «ужасно» и «красиво». Правда, красного, перемотанного цепью, человечка на крыше я там так и не увидел.
Экскурсию вели сам коллекционер и директор музея Павел Неганов, арт-директор Владимир Селезнев и главный искусствовед Татьяна Жумати. Начало положил зал «Свердловск», целиком посвященный творчеству екатеринбургского андеграунда. По словам Татьяны Жумати, это помещение особая гордость экспозиции, ведь здесь представлены произведения всех или почти всех местных художников.
Знакомили нас с музеем Павел Неганов, Владимир Селезнев и Татьяна Жумати
Коллекцию галереи предприниматель собирал около 20 лет. В фондах находится свыше 1000 произведений авангардных художников. Все работы это оригиналы, а не репродукции. Правда, некоторые из них это авторизованные литографии и шелкографии (то есть автор изначально выпустил свое произведение определенным тиражом, например, в 50 штук, одну из которых приобрел музейный фонд и выставил в рамках экспозиции - прим. ЕАН).
«Меня, как искусствоведа, это удивило… Понимаете, когда идет разговор об официальном искусстве, начинается разговор и об андеграунде. В случае с советским искусством его всегда сопоставляют с соцреализмом. А здесь без всякого соотнесения с соцреализмом, я поняла, насколько разнообразно искусство советского периода… Это тот самый советский период, где есть официальный соцреализм и где-то там в подвале сидят художники. Здесь нет ни одной работы в духе соцреализма, зато такое разнообразие техник, направлений! Это уникальная коллекция, которая позволяет живьем увидеть работы москвичей и петербуржцев», - прокомментировала специалист.
Чем выставка может удивить? Во-первых, работы выполнены в жанрах живописи, фотографии и скульптуры. Во-вторых, богатой палитрой стилей: здесь представлена существенная часть культуры модерна — от импрессионизма и наива до супрематизма и сюрреализма.
Картины размещены по стенам, занимая почти всю свободную площадь. В этом есть авторская задумка создателя музея. Павел Неганов пояснил, что хотел создать у посетителей ощущения своего рода оригинальной выставки советских андеграундных художников. Те, не имея возможности официально выставляться, будучи персонами нон-грата в официальном Союзе художников, самостоятельно организовывали небольшие выставки за пределами галерей и больших залов. Порой в своих квартирах, иной раз в общественных местах.
Павел Неганов старался собирать по несколько картин каждого автора, чтобы получить полноценное представление художника. В свою очередь, Татьяна Жумати не уставала говорить о том, что интересен музей может быть всем: екатеринбуржцам, гостям города и исследователям, поскольку некоторые имена здесь представлены впервые. Это возможность увидеть творчество уральцев не на Крымском валу или в Русском музее, а прямо здесь, в Екатеринбурге.

Историческая справка

Свердловский андеграунд за свою историю знал всего три крупных выставки. Каждая носила название по месту, где она проходила. Это «Сурикова, 31», «Сакко и Ванцетти, 23-25» и «Ленина, 11», более известная как «Станция вольных почт». Состав мастеров на них тогда особенно не менялся. И зал «Свердловск» во многом состоит именно из произведений художников-участников. На стене около входа в зал на данную тему написан пространный текст.
Впору сказать, что история свердловского андеграунда начинается в середине 1960 годов. Тогда 18 мастеров во главе с Валерием Дьяченко совершают «бунт». Они выходят из филиала ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики), поскольку находят его слишком идеологизированным. И создают с Анной Таршис (Ры Никоновой) и Волосенковым «Уктусскую школу», начинают творить в «подвалах», оправдывая термин «андеграунд». Там же работает и такой громкий автор, как Сергей Сегей, например.
Углубляясь в тему того, что художники начинали творить без базы, можно сказать, что советские авторы — это «глухой андеграунд». Когда эти авторы начинали работать, у них не было никакого опыта. Оно осознавали себя «маргиналами», начинали путь в искусстве с эксперимента, с нуля. А поскольку считалось, что искусства за пределами Союза художников быть не может, периодически возникали и конфликты с этой организацией. Напротив, относительно государства мастера держались отстраненно, пытались избегать любой политизации. Хотя, по моим наблюдениям, полностью уйти от темы политического не получилось.
После Свердловска мы направились в «Ленинград». Ему посвящено сразу два зала. В первом - работы с 1960 по 2000 годы, так называемая «газоневщина» (по названию выставок в ДК газа и ДК Невский). Во втором - более современные работы с 1990 по 2010 годы. Здесь уже встречается и компьютерная графика. Среди громких имен Мамышев-Монро, ученик Малевича Владимир Стерлигов, даже работа Виктора Цоя представлена.
Павел Неганов шутит, что, поскольку работу писали три человека, не ясно, какая доля тут Цоя. Возможно, что он только звездочку на полотне нарисовал. А Мамышев-Монро удивил присутствующих тем, что любил примерять на себя женские образы. В зале Ленинграда у него находятся сразу несколько фотографий, где он представлен в роли Мэрилин Монро и Любови Орловой.
Отдельно расположена небольшая секция с пометкой 18+. Она занавешена черной гардиной и скрыта от остального зала. К сожалению, экскурсия не предполагала ее посещения. Владелец арт-галереи пожелал пока сохранить интригу.
Московский зал более всего, наверное, вызывает ностальгию или, если угодно, ощущение сопричастности к истории. Потому что именно с московской Оттепелью связана и официальная Манежная выставка андеграунда, где, как считается, генсек СССР Никита Хрущев раскритиковал непонятное ему искусство. Связана с Москвой и Бульдозерная выставка. Последняя была организована видным мастером Оскаром Рабиным, а затем разогнана властями с помощью бульдозеров. Первоначально называлась «Выставкой под открытым небом».
Вообще с андеграундом власти долгое время боролись. И только ближе к 1980-1990 «маргинальные» художники смогли работать на открытых площадках. Например, на выставке в лесопарке Измайлово никто их бульдозерами уже не давил.
Завершает постоянную экспозицию отделение зала, посвященное одесскому андеграунду. Если самые ранние московские авторы, а именно Студия абстракционизма Милютина, начали работать в 1954 году, с раннего Хрущева, то одесское подпольное искусство тоже появляется достаточно рано благодаря Олегу Соколову — тоже 1950-е годы. Самая громкая акция для Одессы — Заборная выставка. Тогда художники развесили свои картины близ Театра оперы и балета. Выставка продержалась в течение дня. Стена с картинами авторов этой выставки оформлена в виде рельефа деревянного забора.
Почему так близка Свердловску была именно Одесса? Дело в том, что свердловский мастер старик Букашкин (Б.У. Кашкин) часто был в этом городе в ходе командировок и обменивался работами с местными авторами. Так уральцы познакомились с творчеством одесских мастеров.
«Аэрограф тогда применялся только в дизайне. Сам дизайн был настолько незнаком публике, что свердловчане называли этих художников динозаврами (от слова дизайн)», - поделилась Татьяна Жумати.

Полное погружение

Попав на выставку, обратите внимание на то, как часто в работах фигурируют религиозные и эротические сюжеты. Дело в том, что в условиях советской цензуры и идеологического гнета, художники искали пространство свободы. Творя в «подвалах», они позволяли себе поднимать темы, которые официально были табуированы. И это не только телесность и вера. Если присмотреться, можно найти мотивы политической критики советского режима и формализма.
Чтобы полностью погрузиться в атмосферу андеграунда позднего СССР, можно воспользоваться интерактивными экранами в залах. Здесь создатели музея разместили видеоматериалы с художниками, а также связанные с ними документы. Например, там можно посмотреть оцифрованную копию книги отзывов со Станции вольных почт, одной из ключевых выставок андеграунда в советском Свердловске.
«В завершение я хочу сказать, что все это история. История нашей страны, нашего искусства. Не надо забывать эти имена, пусть не самых знаменитых, но довольно серьезных художников. Каждый из них сам по себе был именитым», - закончил экскурсию Павел Неганов.
Помимо залов постоянной экспозиции, в течение трех месяцев планируют открыть зал для современных художников. Он также должен стать частью постоянной композиции. Павел Неганов намерен собрать в стенах своей галереи полноценную энциклопедию андеграундного, неофициального искусства.
Остается только добавить, что весь цимес искусства модерна и пост-модерна в том, что оно предполагает свободную трактовку. Каждый может увидеть в работах что-то свое. А экспозиция Музея андеграунда предлагает для этого самые разные формы. Например, в фойе висит оригинальная работа в стиле концептуального искусства — золотой стульчак от унитаза, внутри которого помещено зеркало. На момент экскурсии это произведение еще не имело своей этикетки.
У меня лично в памяти отразилась картина «Лицо», напоминающая монстра из фильма ужасов с пустым, перечерченным крестом диском вместо головы, а еще образ огромного лика на фоне блеклого, темно-зеленого неба с небольшой фигуркой церкви с краю. Не глубоко, но хорошо запоминается. Если выставка не заставит вас задуматься или под новым углом взглянуть на советское искусство, то однозначно не оставит без впечатлений.
Музей андеграунда расположен в здании по адресу ул. Добролюбова. 4. Работает арт-галерея с 14:00 до 20:00 во все дни, кроме понедельника.
Напомним, Музей андеграунда открылся не с первого раза. Озвученные ранее даты были перенесены. 11 апреля 2022 года появились сообщения, что пустить в арт-галерею посетителей планируют к «Ночи музеев». Позднее, но еще до открытия Музей андеграунда попал в список участников фестиваля.
Павел Федоровский
almaceramica
Главные новости
Власти Оренбургской области решили бороться с пьянствомГенпрокуратура заинтересовалась историей с пожарным оборудованием для челябинских школТуристы заплатят десятки миллионов рублей за посещение ЕкатеринбургаКак отбирают кадры в РПЦ и что привело к секс-скандалу - колонка религиозного обозревателя ЕАНЗахоронения в Екатеринбурге пересчитали и внесли в единую базуНовые трамваи появятся в Екатеринбурге до конца года