В минувшую субботу Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) объявила о своем отделении от «материнской» Русской православной церкви. Патриарх Кирилл уже объявил о нелегитимности этого решения (впрочем, другого заявления от главы РПЦ и не ожидали). Как будут развиваться отношения в долгосрочной перспективе, спрогнозировать сложно. Но для РПЦ новый церковный раскол произошел очень не вовремя — за несколько месяцев до проведения Архиерейского собора. На Украине сосредоточено примерно четверть иерархов, находящихся под юрисдикцией РПЦ. Одних только митрополитов - 46 человек, восемь из которых постоянные члены Священного Синода.
На заседании должны были рассмотреть вопрос о признании останков последнего российского императора Николая II, членов его семьи и слуг, найденных под Екатеринбургом. Также, по сведениям ЕАН, иерархи на общей встрече могли обсудить преемника патриарха Кирилла. О том, как отделение УПЦ МП
Украинская православная церковь Московского патриархата Православная церковь на территории Украины, наделенная широкой автономией. Образована в марте 1992 года после упразднения Украинского экзархата. Каноничная территория распространяется на всю Украину, а также Донецкую и Луганскую народные республики. Восемь митрополитов УПЦ входят в Священный Синод РПЦ. Всего в УПЦ служат 46 митрополитов, относящихся к юрисдикции РПЦ.
повлияет на одну из главных святынь Среднего Урала, - в колонке религиозного обозревателя ЕАН Сергея Беляева. Где была УПЦ восемь лет?
Еще до самоотделения Украинская православная церковь МП обладала очень широкой автономией в сравнении с обычными епархиями. УПЦ имеет собственный Синод и предстоятеля, которого, однако, утверждает патриарх Московский и всея Руси. С августа 2014 года Украинскую православную церковь возглавляет митрополит Онуфрий
Митрополит Онуфрий (Березовский) Предстоятель Украинской православной церкви МП с августа 2014 года. Возраст - 77 лет. Церковную карьеру начал в Троице-Сергиевой лавре, где одновременно с несением послушания учился в Московской семинарии. После окончания духовной академии получил сан игумена и был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма Афонского подворья в селе Лукино. Затем стал благочинным Троице-Сергиевой лавры. С 1988 по 1990 год — наместник Почаевской лавры. После этого продолжил карьеру епископа на Украине. Будучи предстоятелем УПЦ МП получил известность как критик киевского режима и создания ПЦУ.
(Березовский). По понятным причинам новый глава УПЦ с первого же дня правления оказался между двух огней. С одной стороны было давление киевского режима на «промосковского» иерарха, с другой — необходимость сохранения отношений с РПЦ.Ситуация для руководства УПЦ МП усложнилась после того, как Киев добился от Константинопольского патриарха Варфоломея признания автокефалии только-только созданной Православной церкви Украины (ПЦУ). По сути новая религиозная организация на момент создания представляла собой «солянку» из неканонических структур. Крупнейшая из них — УПЦ Киевского патриархата, созданная в 1995 году бывшим митрополитом (и претендентом на патриарший престол) Филаретом (Денисенко).
Руководство РПЦ небезосновательно опасалось, что ПЦУ начнет захватывать православные святыни на Украине, в том числе Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. Такую практику в прежние годы отрабатывали сторонники Филарета. В январе 2019 года ПЦУ официально получила от Константинопольского патриарха томос на самостоятельность.
А был ли раскол?
В православном мире всегда знали, что с 1990-х годов руководство УПЦ МП принимало решения больше по политическим мотивам, нежели опираясь на каноны. Патриарх обычно подыгрывал киевским митрополитам. Для примера достаточно вспомнить, что после воссоединения Крыма с Россией предстоятель РПЦ оставил епархии, расположенные на полуострове, в составе УПЦ. Чтобы «не раздражать» украинскую паству.
Но после начала спецоперации на Украине 24 февраля 2022 года ни патриарх Кирилл, ни митрополит Онуфрий не могли сохранить хотя бы видимость нейтралитета. Перед предстоятелем УПЦ встал вопрос о собственном выживании (особенно после серии нападений украинских националистов на священников, находящихся под юрисдикцией РПЦ). Да и в некоторых епархиях духовенство перестало поминать патриарха Кирилла на службах, что грозило их отделением от УПЦ МП. Как пояснил источник ЕАН в Московском патриархате, в этом свете решение собора УПЦ неожиданностью для патриарха не стало.
«Он был готов к такому развитию событий. Если бы вот это (спецоперация — прим. ЕАН) продолжалось месяца два, то до такого бы не дошло. Когда стало понятно, что быстро это не закончится, что им (УПЦ) еще оставалось делать?» — сказал священнослужитель.
Примечательно, что в заявлении собора УПЦ МП нет ни слова о желании получить автокефалию (которая и является канонической самостоятельностью). Более того, украинские иерархи, приглашая ПЦУ к диалогу, намекнули своим конкурентам на их «ущербность», отметив, что их независимость признают далеко не все поместные православные церкви. Богослужебное общение церковные иерархи, к слову, тоже не стали прерывать. То есть православные из РПЦ и УПЦ могут свободно посещать службы друг друга. Как правило, во время церковных расколов иерархи в первую очередь прекращают богослужебное общение. Доходит и до взаимных анафем. В этом случае ничего подобного и близко нет.
Патриарх Кирилл решения УПЦ об отделении предсказуемо не признал, о чем и сказал в своей проповеди 29 мая.
«Глубоко убежден в том, что, поелику все эти усилия не от Бога и не по Божьему благословению, подлинной цели никогда достигнуто не будет», — сказал патриарх с амвона в Храме Христа Спасителя.
В тот же день экстренно был созван Священный Синод РПЦ, который решил изменить систему управления Украинской православной церкви. Вместе с тем Священный Синод подтвердил прежнюю автономность УПЦ. Какого характера будут изменения, в постановлении Синода не уточняется.
Примечательно, что УПЦ МП «разошлась» с «материнской» церковью достаточно мирно. Митрополит Онуфрий, к примеру, по-прежнему поминает патриарха Кирилла на службах (хотя уже не как своего непосредственного начальника). Да и со стороны РПЦ никто пока не планирует наказывать «раскольников».
«Выразить всемерную поддержку и понимание архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Украинской православной церкви, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны представителей раскольнических структур, местных властей, средств массовой информации, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности», — говорится еще в одном пункте постановления Священного Синода.
Архиерейский собор и останки
О дальнейшей судьбе УПЦ и ее отношениях с «материнской» церковью можно рассуждать долго, и реальных прогнозов сформировать пока невозможно. Совершенно точно можно сказать, что из-за «раскола» под ударом оказалось главное событие, запланированное Московским патриархатом, — проведение Архиерейского собора (высшего органа власти церкви).
Собор намечался еще в ноябре 2021 года, но его организация была перенесена на май 2022 года из-за резкого роста заболеваемости коронавирусной инфекцией. В конце марта митрополит Иларион (Алфеев) не исключил, что собор снова придется переносить из-за «транспортных сложностей». Новыми ориентировочными сроками стала осень/зима текущего года. Но, вероятно, и от этих планов руководству РПЦ придется отказаться — есть риск, что из-за ситуации с УПЦ собор не наберет необходимый кворум. Да и проводить его без украинских иерархов - значит признать потерю канонических территорий.
Ожидалось, что запланированный Архиерейский собор станет судьбоносным для самой РПЦ. Во-первых, намечались изменения в нормативные акты, которые усилили бы власть патриарха. В частности, полномочия Поместного собора планировалось передать Архиерейскому.
Во-вторых, на встрече иерархов, как ожидалось, должны были признать подлинность останков последнего российского императора Николая II, членов его семьи и слуг. РПЦ сомневалась в подлинности останков с момента их обнаружения в 1991 году. Церковь опиралась на выводы следователя Николая Соколова, который вел следствие в 1918 году. Он заявил, что останки были полностью уничтожены.
«На мой взгляд, ничего сегодня не мешает признанию подлинности «екатеринбургских останков», но для того, чтобы они были признаны подлинными, нужно соборное решение церкви», – заявил митрополит в начале 2022 года.
Признание останков, в свою очередь, запустило бы механизм «по освоению» Поросенкова лога, где они были найдены. Примечательно, что еще в 2018 году власти Свердловской области заявляли о готовности передать этот участок Екатеринбургской митрополии. Хотя церковные власти до настоящего времени не раскрывали планов по этой локации. Но речь шла как минимум о появлении нового места поклонения царственным страстотерпцам с занесением в маршрут крестного хода на Царские дни.
«Окончательного решения по этому вопросу нет, поскольку нет окончательного решения экспертизы (по останкам — прим. ЕАН). Когда она появится и церковь определит свое отношение к этой экспертизе, мы определимся, что делать с Поросенковым логом», — говорил вице-губернатор Павел Креков.
Понятно, что с переносом Архиерейского собора на неопределенный срок передача места обнаружения останков в пользу епархии тоже откладывается. Как минимум до того времени, когда РПЦ и УПЦ снова «воссоединятся».