В арбитражном суде Челябинской области продолжают рассматривать иск Ашинского металлургического завода к Новокраматорскому машиностроительному заводу (Донбасс). Челябинское предприятие требует разорвать контракт от 2013 года, который составлялся еще между российским и украинским предприятиями.
Сумма иска – почти 1 млрд рублей (это аванс в размере 958,43 млн рублей и госпошлина – 206 тыс. рублей). Судя по отрывочным сведениям, которые содержатся в документах дела и иска НКМЗ к ашинскому заводу, донецкое предприятие еще в 2013 году произвело оборудование для челябинского предприятия. Его АМЗ по каким-то причинам забирать не захотел.
Спустя 8 лет донецкое предприятие, а оно все эти годы стабильно работало, решило обязать уральский завод принять продукцию. Уральский завод подал встречный иск — о расторжении контракта. Рассмотрение дела началось в декабре, первое заседание было назначено на 21 июня, но было перенесено на август.
Новокраматорский машиностроительный завод – крупнейшее в Европе предприятие индивидуального тяжелого машиностроения. Завод расположен в Краматорске. Он уже 85 лет работает на рынке металлургического, горнорудного, кузнечно-прессового, шахтно-проходческого, подъемно-транспортного, специализированного оборудования.
Ашинский металлургический завод - крупный производитель аморфной и электротехнической стали, входит в пятерку крупнейших российских поставщиков толстолистового проката. Кроме того, это градообразующее предприятие для города Аши Челябинской области, штат – свыше 4 тыс. человек. Руководство завода активно участвует в общественно-политической жизни Аши, топ-менеджеры избираются в местную думу, председатель Совета директоров возглавляет местное отделение "Единой России", а мэр – бывший сотрудник АМЗ.
В 2011 году АМЗ провел тендер на поставку прокатного оборудования для нового листопрокатного цеха АМЗ и выбрал Новокраматорский завод, предпочтя его Уралмашзаводу и Danieli.
«Выбран самый экономичный и привлекательный в техническом отношении вариант для строительства нового листопрокатного цеха. Реализация проекта позволила бы увеличить прокатные мощности АМЗ в два раза, до 1,2 млн тонн плоского проката», – говорилось тогда в пресс-релизе АМЗ.
Совет директоров ОАО «Ашинский металлургический завод» единогласно утвердил окончательный проект реконструкции — до 2013 года – стоимостью 11 млрд рублей. В 2014-2015 годах, судя по релизам и отчетности завода, техперевооружение состоялось. В 2018 году именно НКМЗ поставлял оборудование для планового капремонта оборудования листопрокатного цеха.
«Подготовка к ремонту прошла гладко, но руководству пришлось поволноваться из-за поставки шевронных валков с НКМЗ, ситуация могла осложниться из-за неблагоприятной политической обстановки, и были опасения, что сроки поставок сорвутся. Но все обошлось, и изделия доставили в Ашу уже к середине сентября», – сообщал тогда сайт АМЗ.
Сегодняшнее арбитражное разбирательство рождает много вопросов по установке украинского оборудования, то есть по реконструкции АМЗ.
Отметим, что АМЗ в последнее время переживает скандалы, например, в марте там прошли обыски в ходе возбужденного в конце прошлого года уголовного дела по факту мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), на причастность к которому проверяют руководство предприятия. Речь идет якобы о финансовых махинациях с акциями завода.