Россияне отказываются от покупок в ожидании замедления роста цен в связи с укреплением национальной валюты и снижением ставок по кредитам. Такие выводы содержатся в отчете ЦБ РФ «Региональная экономика». Центробанк регулярно проводит опросы и наблюдает за поведением домохозяйств.
Из-за того, что потребители не покупают новую бытовую технику, они стремятся поддержать работоспособность имеющейся, продлить срок ее службы. Это усиливает спрос на услуги ремонтников. По срaвнению с прошлым годом спрос на ремонты бытовой техники увеличился на 43%.
«Также происходит переориентация спроса на параллельный импорт и расширяется популярность онлайн-торговли непродовольственными товарами. По оценкам крупного онлайн-сервиса Урала, жители стали чаще покупать бытовую химию, косметику и другие товары для дома через маркетплейсы», – говорится в аналитических данных.
На рынке строительных материалов потребители из высокого ценового сегмента покупок переходят в среднюю категорию. Этим объясняется пересмотр ассортимента в региональных сетях магазинов. Предприятие деревянного домостроительства Забайкальского края сообщило, что, несмотря на высокий сезон, запасов материалов и комплектующих, готовых изделий больше обычного из-за низкого спроса на продукцию.
Всего же оборот розничной торговли в апреле – мае 2022 г. относительно прошлого года значительно снизился (на 9,8% и 10,1% соответственно). Стремление к экономии смещает потребление продовольствия в бюджетный сегмент: популярность набирают дискаунтеры. «В нынешних условиях покупателю менее важны бренд и качество упаковки, в приоритете – цена. Поэтому предприятия мясопереработки, производители молочной продукции и бакалеи скорректировали ассортимент в сторону увеличения доли товаров низкой ценовой категории, в том числе за счет снижения веса фасованных товаров в упаковке», – отмечается в отчете.
Резкое сокращение спроса отмечают и региональные автодилеры. В Поволжье официальный дилер одного из иностранных автопроизводителей сообщил, что майские продажи составили всего семь автомобилей, июньские – три. По оценкам компании, поведение клиентов объясняется ожиданием снижения цен после их беспрецедентного роста в последние 18 месяцев.
Несмотря на негативный баланс оценок текущего спроса, предприятия как розничной торговли, так и сферы услуг ожидают рост потребительской активности по мере адаптации населения и снижения банковских ставок. Признаков дальнейшего усиления сберегательных настроений населения нет, делает вывод Центробанк.
Юлия Литвиненко