Девятнадцатого октября президент РФ Владимир Путин подписал два указа: «О введении военного положения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей» и «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756».
Что это значит для системы государственного управления, изменится ли роль губернаторов и чем отличаются режимы готовности один от другого - об этом в колонке юриста, члена Уральской коллегии адвокатов и Адвокатской палаты Свердловской области Дмитрия Лебедева.
«Первое, что нужно отметить: прямая аналогия с обстоятельствами распространения коронавирусной инфекции и мерами государственного реагирования в данном случае не может использоваться и установленные в регионах режимы готовности говорят совсем о другом.
В силу п. 2 ст. 3 закона «О военном положении» в соответствии с принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации. В указе № 756 устанавливается юридический факт: «против территориальной целостности РФ применяется вооруженная сила». Это значит, что обстоятельства изменились настолько, что речь идет об угрозе территориальной целостности всей Российской Федерации. ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области, пусть и находятся в эпицентре военных действий (СВО продолжается), но эти факторы отходят на второй план. Иными словами, этот указ стал ответной мерой на особо значительную угрозу.
Важно отметить, что в документе не называются конкретное государство или группа государств, которые угрожают территориальной целостности Российской Федерации. Подобное замалчивание субъекта вооруженной агрессии является знаковым и трактуется как нежелание объявлять войну конкретным странам. Я полагаю, что в Кремле Украину не воспринимают в качестве субъекта агрессии, за скобками документа речь идет о США.
Таким образом, речь идет не просто об угрозе потери новых территорий, как неоднократно говорил президент. Под угрозой - само существование России, именно поэтому принят второй указ № 575, устанавливающий особый режим организации управления на всей территории страны.
Нужно понимать, что законы об обороне и военном положении писались людьми, которые знали, что такое война, только в теории. В буквальном виде они применяться не могут, потому что не соответствуют современным уровням угроз и особенности управления в стране. Здесь параллели с коронавирусным временем уместны – власти вынуждены заново конструировать правовые институты.
В зависимости от удаленности от зоны активных боевых действий в регионах страны вводятся четыре уровня реагирования госорганов: максимальный, средний, повышенной готовности и базовый – я бы назвал их степенями военного положения. При этом вся государственная система и граждане переводятся в особый режим деятельности.
Режим максимального реагирования предполагает реализацию полномочий высшим руководством регионов в соответствии с законом «О военном положении», соответственно, прав и обязанностей граждан и организаций, находящихся на этих территориях. Права, обязанности и ограничения перечислены в федеральном конституционном законе.
Луганск, март 2022 года
На территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
- усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
- введение особого режима работы объектов критической инфраструктуры;
- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с предоставлением жилых помещений, в том числе из специальных жилищных фондов муниципалитетов. Вопросы, связанные с недобровольным подселением эвакуированных граждан, напрямую ЖК РФ не урегулированы, как и много из того, с чем столкнулась сегодня страна, поэтому все эти вопросы будут оперативно решаться на местах;
- введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
- приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений;
- привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных объектов экономики;
- изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой стоимости изъятого имущества;
- запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
- ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
- запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток;
- введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
- запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
- прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых получены достоверные сведения о том, что они осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации. Их реализация может осуществляется органами военного управления, если они будут наделены всей полнотой власти.
Режим среднего уровня повышенной готовности и базовый уровень реагирования, которые не предусмотрены в законе «О военном положении», предполагают правовой режим функционирования высших органов власти субъектов РФ в соответствии с упомянутыми в указе № 757 полномочиями. Это значит, что решения губернатора обязательны для исполнения всеми – от мэрии любого населенного пункта до каждого гражданина.
Помимо основных институтов власти и источников права, появляются дополнительные - оперативные штабы. Решения оперативного штаба и главы субъекта Федерации имеют прямую силу закона, а действующие законы и нормативные акты применяются, если они не противоречат этим решениям.
Что касается Свердловской области, то в полномочия губернатора входит проведение мероприятий по защите населения на случай ЧС, а также удовлетворение потребностей войск, воинских формирований и нужд населения.
В обязанностях губернатора Свердловской области - усиление охраны общественного порядка; обеспечение общественной безопасности и объектов критической инфраструктуры; введение особого режима работы на таких объектах.
Фактически в стране вводится ручное управление главами субъектов РФ по вопросам, связанным с проведением спецоперации, и их персональная ответственность для ускоренного принятия решений. Поэтому можно сказать, что проведение спецоперации сейчас – это уже дело каждого, в том числе и губернаторов, отсидеться уже никому не получится».