В 2022 году реальность родила новые профессии, без их представителей современная жизнь была бы грустнее. Мы поговорили с этими людьми и выяснили тонкости работы и сколько можно заработать. Оговоримся, что мы не брали «условно законные профессии» вроде «Порешаем с военкоматом вопрос о вашей мобилизации»: там, где есть вопросы со стороны Уголовного кодекса, как правило, есть простор маневра для мошенников.
Зачем мне солнце Монако, когда светит сумка от Zara?
Но в новой российской реальности байеры – это люди, которые или организовывают доставку товаров из-за границы, или же сами ездят за товаром в зарубежные магазины. Последний подвид в 90-х называли "челноками", профессия романтизирована, но смысл тот же: женщины прут через границы баулы с тем, что нельзя купить в родной стране.
«Я по заказу выкупаю в Казахстане одежду из Zara, H&M, Mango, других ушедших брендов – например, кроссовки NB, гаджеты, даже принимаю заказы с IНerb. Еще в ноябре 2021 уехала в Казахстан, думала тут просто перезимовать. Но в феврале-марте из России потоком посыпались просьбы – купить то, это, я сначала помогала знакомым, потом стала брать деньги. Цена рассчитывается индивидуально, в зависимости от сложности покупки, ее веса, как правило, к цене товара я еще беру процент от стоимости товара (это вознаграждение) + цена доставки. То есть мне заказывают, например, одежды на 40 тыс. рублей, еще примерно 6-7 тыс. я беру как вознаграждение, еще примерно 1200 рублей — доставка из Астаны», – рассказывает челябинка Наталья Иванищенко.
Она говорит, что если летом у нее был самый завал работы, после начала мобилизации пошел сильный спад, теперь заказы вновь идут активнее.
По словам байера, она покупает вещи, а потом отправляет их в Россию транспортной компанией, как парвило, СДЭК, у которой много пунктов выдачи. Отметим, что на сайтах с объявлениями можно найти предложения о посредничестве для покупки приличной техники, гаджетов - вообще всего, что желает измученная санкциями душа.
Рожденное СВО байерство – это сервис для тех, кто не хотел бы поступаться принципами и менять условный UNICLO на безымянные шедевры китайской легкой промышленности.
Я хотя бы не пешком...
Является ли перекуп (то есть тот, кто перепродает машины и может на заказ пригнать из-за рубежа) частным случаем байерства, мы, честно говоря, так и не решили. И опять жителей Урала выручает Казахстан: ведь, например, по данным таможни, за восемь месяцев 2022 года ввоз автомобилей в Россию из Казахстана вырос в 35 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Схем тут много - например, перекуп для перекупа, когда россияне заказывают новые авто гражданину РК, чтобы потом ее перепродать в РФ.
Напрямую купить нельзя: далеко не все дилерские центры согласны работать напрямую с россиянами из-за опасения вторичных санкций. Каких-либо законных оснований для отказа в продаже авто гражданину России у салонов нет, но в Казахстане найдут повод и протянут время, чтобы не продавать машину гражданину соседней страны.
Все действуют так: гражданин Казахстана беспрепятственно покупает машину из салона и за вознаграждение передает ее российскому заказчику. В Казахстане этим летом ответственные лица вообще считали так: «Возьмем Land Cruiser Prado 2022 года, который в Казахстане россиянин может купить за 4-5 млн рублей, а в России продать за 7-8 млн рублей. Даже если он его в РК купит за 5 млн, заплатит за услугу, за перевозку и автомобиль обойдется даже в 6 млн рублей, это все равно выгодно, так как чистая прибыль будет около 2 млн рублей».
Еще один вариант – купить машину для себя, под свои "хотелки". Тут перекуп берет примерно 5-7% от стоимости машины. И это еще по-божески, если повезет — ведь в эти проценты входят все риски: надо автомобиль подобрать, договориться (и поторговаться) с хозяином, проплатить все сборы (деньги на это, конечно, даст заказчик). Тяжелое ремесло "привозит" перекупщикам примерно 65-70 тыс. рублей за машину среднего ценового сегмента – около 1,5 млн рублей.
Напомним, ЕАН рассказывал — со слов тех, кто гоняет машины для перепродажи в России, как правильно ехать за новым авто, какие документы нужны и т.д.
Порождение не времени, но жадности
И если байеры и перекупы были и в более спокойное время, то вот следующая профессия – порождение не просто эпохи СВО, а массовой мобилизации. Это так называемые подвозчики «поближе к границе». Когда начали раздавать повестки и многие россияне поехали за рубеж, на границах столпились многочасовые очереди.
«Простояв в пробке, я понял, что на самом деле коллапс на дороге не был таким уж чудовищным. Он был создан искусственно — желанием местных заработать денег на год вперед. Они по «встречке» провозили проплаченные машины ближе к началу пробки, и таким образом основная очередь длиной в 7 км могла за день сдвинуться на несколько сотен метров, не более. Сумма за услугу варьировалась вплоть до 100 тыс. рублей, в среднем — 25 тыс. рублей за 1 км пробки, на каждом из которых стояло по посту ДПС. Нас, стоявших, обгоняли караваны автомобилей с местными номерами, чтобы подвезти поближе», – рассказывал ЕАН москвич, который пытался перейти границу.
Еще одно порождение смутного времени – консультант по релокации. В сытые и спокойные времена такие агентства занимались вопросами переезда и адаптации экспатов на новом месте, а основными их клиентами были высококвалифицированные иностранные специалисты. Теперь все просто. По сути, специалистами по релокации себя теперь называют риелторы той страны, куда стремится россиянин. Они решают задачу любого риелтора – заработать как можно больше денег, желательно, на самой неликвидной недвижимости. Ну, а запуганный и взвинченный российский эмигрант – лучший для этого способ.
И в самой стране появился целый пласт юристов, которые решают вопросы с властями и контрагентами: нерешенные вопросы правового характера в случае, если вы уехали и оставили бизнес, есть юркомпании, которые помогают перевозить бизнес за рубеж. Тут нет общей цены на услуги - все интуитивно, и, увы, сулит много потерь: как денег, так и доверия. И чем дольше длится СВО, тем больше будет новых профессий, которые никогда и нигде больше не пригодятся.
Юлия Литвиненко