В соцсетях началось бурное обсуждение нового закона ФСБ об иноагентах. Некоторые опасаются, что теперь иноагентом можно сделать любого, кто получает зарубежные деньги или общается с иностранцами. ЕАН разобрался в новом законе с юристом и адвокатом Дмитрием Лебедевым.
Иностранным агентом не может стать человек, который получает финансирование из-за рубежа и/или подвержен иностранному влиянию, если он не занимается деятельностью из 4 ст. федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (политика, СМИ или иная другая публичная деятельность, распространяющая информацию).
Ранее понятие лица, выполняющего функции иностранного агента, использовалось в законе о СМИ и в федеральном законе о некоммерческих организациях. В законе о НКО прописывалось, что лицу, выполняющему функцию иностранного агента, необходимо предоставлять особую отчетность, также устанавливался дополнительный контроль над его деятельностью. СМИ, ссылаясь на иноагента, должны обязательно ставить маркировку на него.
С 1 декабря вступает в силу новый федеральный закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", где впервые формулируется понятие «иностранный агент», а не лицо, выполняющее функцию иностранного агента, и даются определения и признаки иностранного агента.
Новшество этого закона в том, что им устанавливается ограничение гражданских прав для иностранных агентов. Иноагенты, например, не смогут быть кандидатами на выборах или работать в госструктурах, а также заниматься преподавательской деятельностью для несовершеннолетних.
Соответственно, если лицо находится под иностранным влиянием, не занимается политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространением предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, то такое лицо не может быть признано иностранным агентом.
Важно: если лицо не находится под иностранным влиянием и не финансируется из-за рубежа, но распространяет информацию или участвует в политике, то такое лицо тоже не может быть признано иностранным агентом.
Данный закон позволяет разграничить позицию граждан и организаций. Личную позицию, которая направлена на решение внутренних проблем, от позиции, которая сформирована под иностранным влиянием и с помощью иностранной поддержки. Вторая вряд ли направлена на защиту внутренних интересов государства и общества, считает Лебедев.
«По крайней мере, можно будет видеть, где гражданская позиция, а где чьи-то уши торчат. Я поддерживаю», - добавляет юрист.
Внешнеэкономическая деятельность (купля-продажа) не относится к сфере этого закона. Но если компания имеет в составе участников иностранное лицо, то оно находится под иностранным влиянием и может быть признано иностранным агентом. Тем более если организация занимается политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространением предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов.
«С одной стороны, это стимул выводить деньги из офшоров, а с другой стороны - контроль за неэкономической деятельностью иностранцев на территории РФ. А для СМИ - повышенное внимание к источникам получения средств и ограничение влияния иностранных источников на редакционную политику», - полагает Дмитрий Лебедев.
Сейчас в реестр СМИ-иноагентов включены 200 организаций и граждан. Существует также параллельный список физлиц-иноагентов, насчитывающий 56 человек. В прошлую пятницу физлицами-иноагентами стали журналистка Ирина Шихман, рэпер Noize MC, блогер Руслан Карпук, видеоблогер Вячеслав Мальцев, ученый Андрей Заякин, правозащитница Олимпиада Усманова и политик Михаил Светов.