РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 15 марта 2023 в 10:14
Автор ЕАНовостиЕАНовости

На Западном фронте без Ремарка и бабочек: как немцы попытались осмыслить антивоенный бестселлер

© Kino-teatr.ru
На этой неделе сразу четыре премии «Оскар» получила третья по счету экранизация романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен», в том числе в категории «Самый лучший иностранный фильм». Еще до «Оскара» картина получила большое количество положительных (вплоть до восторженных) рецензий от критиков.
Но очередное киноизложение романа примечательно еще и тем, что его выполнили немцы. Что по-своему символично, учитывая, что в нацистской Германии Эрих Мария Ремарк был объявлен вне закона, а его книги сжигались на площади наряду с произведениями других неугодных авторов. Однако у тех, кто читал сам роман и знаком с прежними экранизациями, после просмотра новой версии осталось двоякое ощущение.
Слишком уж небрежно, с точки зрения читателей, обошлись немцы с романом в своей адаптации. Книга стала словно каркасом для отдельного повествования. Режиссер Делберт Манн сместил акцент с «потерянного поколения», которое зародилось на фронтах Первой мировой войны, непосредственно на «ужасы войны».
И голливудская версия 1930-го года (которая также была удостоена «Оскара»), и американо-британский сериал 1979 года практически не отступали от канвы повествования книги. Сюжет фильмов двигался по оглавлению, каждая следующая сцена для читателя была предсказуема.
Даже сюжетные ходы экранизаций совпадали (как, например, смерть Пауля, когда он увлекся наблюдением за бабочкой и схватил пулю). Впрочем, голливудская версия и не могла быть иной, учитывая, что сценарий для нее писал сам Ремарк.
Самая первая экранизация «На Западном фронте без перемен» была снята по всем голливудским стандартам
В киноадаптации 2022 года завязка начинается на поле битвы, и здесь же проходят основные события. Создатели картины полностью вырезали «учебку», в которой по книге начали ломать вчерашних школьников — главного героя Пауля Боймера и его друзей. Многомесячную подготовку новобранцев в немецкой версии упаковали в короткую поездку на грузовике. А немецкого «живодера»-унтера Химмельштоса заменила безликая версия сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки» Стенли Кубрика. Безликая в буквальном смысле — лицо унтер-офицера мельком появляется на экране и сразу исчезает в пропасти сюжета.
Столь же безликими оказались одноклассники Пауля, которые отправились с ним на фронт. Впрочем, довольно быстро большинство из пятерых друзей Боймера гибнет в начале фильма и совершенно не запоминается. Вероятно, авторы фильма просто решили не заморачиваться с прописыванием персонажей, которые влияния на сюжет картины не имеют. Ну хотя бы сохранили поляка-сапожника Станислава Катчинского, который опекал молодых солдат, как родных детей.
Женщинам также не нашлось места в киноадаптации. О них иногда говорили герои как об абстракции, солдаты в окопах скучали по семьям. Но эти моменты выглядели как декоративные сцены. Такие трогательные эпизоды, как заплыв Пауля и его друзей через реку к француженкам в поисках женской ласки, или встреча главного героя с матерью, в фильм не вошли.
Герои как будто не взаимодействуют друг с другом, не ощущается возникновения химии и близости между боевыми товарищами. А потому после просмотра нет понимания, почему этих людей стали называть «потерянным поколением». Что они потеряли? Их прошлому на экране отведено не более пяти-семи минут.
Единственное, с чем взаимодействуют персонажи, — это война.
Если через книгу читатель наблюдал за ужасами фронтовой жизни глазами Пауля (повествование идет от первого лица), то в картине зритель лишь провожает его через сражения, обстрелы, атаки — с первых и до последних минут ленты.
Пауль в картине похож не на человека, а на бесчувственную машину, чья единственная цель — выжить.
Испуг и безразличие — это все, что выражают глаза Пауля весь фильм. Оттого киноверсия Боймера не вызывает никакого сочувствия. И здесь обнаруживается еще одно смещение акцента — с личностной трагедии отдельных людей на массовость жертв.
Какой эпичный фильм о войне без танков? Даже если в романе о них не было ни слова
Чтобы подчеркнуть этот тезис, создатели добавили в картину сцены переговоров между немецким и французским командованием (чего в романе не было, ведь повествование велось от лица рядового солдата, далекого от политики). Представители германской стороны при каждой встрече торопят оппонентов с заключением перемирия, ссылаясь на гибель тысяч и тысяч людей. И Пауль Боймер - просто часть этой массы. Картина в конце концов обезличивает и его.
Испуг и безразличие — это все, что выражают глаза Пауля весь фильм.
Ближе к финалу немцы и вовсе попрощались с Ремарком, решив проводить Пауля в последний путь окольными путями — через рассуждения о реваншизме немецкой части общества, что в дальнейшем привело Германию ко Второй мировой войне. И никаких бабочек. Кажется, что вот-вот, и уже в следующем кадре появится и сам Адольф Гитлер, который поведет за собой генералов-реваншистов.
Впрочем, для любителей военной драмы, не привязанных к произведениям Ремарка, «На Западном фронте без перемен» вполне зайдет. До «Спасти рядового Райна» немецкие киносоздатели не дотянули (уж слишком высокую планку для военных фильмов задал Стивен Спилберг). Однако в целом картина по своему духу получилась на уровне того же «Сталинграда» 1993 года — эпично, масштабно и детализированно с немецкой дотошностью.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября