Известный политтехнолог из Екатеринбурга Платон Маматов, уехавший добровольцем на спецоперацию, дал интервью изданию Украина.ру. Четыре месяца он принимает участие в окопной войне и стоит на линии Сватово - Кременная, откуда ведет telegram-канал «Как я поехал на войну. Платон Маматов». Маматов служит в батальоне «БАРС-13» (боевой армейский резерв специальный).
«Когда я принимал решение уезжать на войну, был разгар мобилизации. У меня было ощущение, что Родина гибнет: идет Сталинград, последний решительный бой, каждый штык на счету, надо немедленно ехать - иначе все рухнет. А когда я попал сюда, то понял, что в одной только Кременной несколько десятков тысяч воинов, 10 линий обороны, пехота, артиллерия, авиация, кавалерия. То есть я как бы не лишний, но Родина и без меня неплохо справляется. Пока вы сидите дома и читаете telegram, возникает ощущение, что все рушится, все пропало. А когда попадаете на фронт, то видите, что ничего не рушится и ничего не пропало», - говорит Платон Маматов.
На фронте у Маматова изменилось представление о масштабе существующих проблем: «Например, у моего друга, когда он уезжал на войну, было очень много трудностей с работой, зарплатой, с личной жизнью. А потом его во время штурма ранило и контузило, его в госпиталь отправили. И он мне оттуда написал: "Слушай, я раньше думал, у меня очень много проблем; на самом деле я сейчас понял, что у меня их не было, потому что до тех пор, пока по тебе не херачат танками, у тебя никаких трудностей вообще нет, оказывается". Переосмысление масштабов жизненных сложностей имеет место быть».
Попав на спецоперацию, Маматов говорит, что стал лучше относиться к людям, начал верить в простых людей. «Вспоминаю свой опыт работы в политических технологиях — там люди чаще всего повернуты к тебе не самой лучшей стороной. Когда я попал на войну, то я сталкивался в основном либо с добровольцами, либо с волонтерами.
Я должен вам сказать: у нас, оказывается, великолепные люди в России, например бабушки, которые присылают солдатам по 500 рублей с пенсии или вяжут носки. Есть шестидесятилетние деды, которые едут на фронт со словами: "Я поехал на передовую, чтобы туда двадцатилетних пацанов не отправляли".
У нас очень много абсолютно прекрасных людей, которые делают очень много хороших вещей ради общего блага, ради друзей и соотечественников, ничего с этого не имея, кроме чувства глубокого, морального удовлетворения», - считает Маматов.
Платон Маматов поднял важный вопрос социализации ветеранов после окончания боевых действий. Для этого, считает он, на фронте должна быть ротация и отпуска.
«Я не генерал и не могу оценивать подобное. Но отмечу такую штуку: от нахождения на войне человек устает. Даже на передовой по закону положено постоянно ротировать личный состав, что происходит не всегда. После 40 дней непрерывной работы на передовой у человека съезжает, грубо говоря, кукуха: он перестает адекватно оценивать реальность, перестает бояться чего-либо вообще, что может привести его к гибели. Например, рядом начинают рваться мины, а человек со спокойным лицом идет за сигаретой и ему плевать», - говорит Платон.
Он считает, что при отсутствии ротации, во-первых, возрастает риск быть убитым, во-вторых, те, кто вернется домой живым, станут абсолютно несоциализированными людьми. Если человек пробудет на фронте больше полугода, то у него неизбежно произойдут изменения психики, и довольно капитальные.
Маматов считает, что люди должны бывать дома, чтобы нормально поесть, поспать, обнять детей, походить по улицам без автомата, восстановить здоровье и психику. И только после этого опять ехать на войну.