По итогам апреля расходы федерального бюджета выросли на треть к марту и достигли своего максимума в 2023 году. Дефицит за апрель превысил 1 трлн рублей, за четыре месяца - 3,4 трлн рублей. Это на полтриллиона больше, чем предусмотрено законом о бюджете на весь 2023 год, сообщает Минфин России.
Почему так произошло?
Первое — резко выросли расходы. В среднем объем ежедневных трат из казны составил свыше 100 млрд, тогда как в марте было около 75.
В этом виновато не только начало квартала (традиционное время выплат по госконтрактам), но и другие факторы. Какие именно, Минфин не прокомментировал. Известно лишь, что в апреле на госзакупки потратили лишь около 370 млрд рублей при общих среднемесячных тратах в первом квартале более 820 млрд.
На увеличение расходов наложилось резкое сокращение нефтегазовых доходов. По официальным данным, оно составило 52,3% по сравнению с апрелем прошлого года. Но аналитики говорят, что сокращение куда больше. «По нашим оценкам, в апреле нефтегазовые доходы сократились на 64% к апрелю прошлого года», – говорит руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая.
Как этот дефицит бюджета повлияет на нашу жизнь? В ближайшей перспективе – уже летом – готовимся к повышению цен на бензин. Основания для этого такие: в конце апреля министр финансов А. Силуанов сообщил, что правительство РФ обсуждает «донастройку» механизма демпфера с июля сроком на год, которая может сэкономить бюджету 30 млрд рублей в месяц. Демпфер – это компенсация недополученных доходов нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), и он позволяет им продавать топливо внутри страны дешевле, чем оно стоит на Западе. А этим летом выплаты из бюджета в пользу НПЗ должны снизиться вдвое. Эти выпадающие доходы нефтегазовые компании заложат в цену бензина.
Что будет с рублем и инфляцией?
«Если годовой дефицит составит примерно 5% от ВВП, то есть 7,7-7,8 трлн рублей, то на рубле и инфляции это не отразится практически никак. Если же более 6%, или более 9 трлн рублей, то рубль ослабнет и стоит ждать роста инфляции», – отмечает профессор ВШЭ Евгений Коган.
Отметим, что по итогам января - апреля 2023 года план по годовому дефициту бюджета превышен уже на 17%.
Минфин спокоен: ведомство полагает, что месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на стабильную траекторию, соответствующую их базовому уровню (8 трлн рублей в год). Надеются и на то, что бизнес добровольно отдаст единовременный дополнительный взнос: закон о единоразовом налоге для компаний, получивших ранее высокую прибыль, был подготовлен в апреле.
«Пока наш прогноз предполагает дефицит бюджета в 4-5 трлн рублей по итогам года, но возрастает риск, что он может оказаться выше. Хотя внутренний рынок и резервы ФНБ пока вполне позволяют финансировать бюджетный дефицит, его расширение по отношению к заложенным в бюджет проектировкам может быть одним из аргументов для повышения ключевой ставки ЦБ в ближайшие месяцы», – отмечает Ольга Беленькая.
Юлия Литвиненко