РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 16 мая 2023 в 12:07
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Где уместна «Троица»: священник и музейщики - о решении Путина передать РПЦ икону Андрея Рублева

© Patriarchia.ru / Троице-Сергиева Лавра
Накануне широкое общественное обсуждение вызвало решение президента России Владимира Путина передать Русской православной церкви одну из самых известных икон Андрея Рублева «Троицу»
Икона Святой Троицы написана Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух (вместе с фресками во Владимире) сохранившихся работ, которые, как считают ученые, достоверно принадлежат ему. Является одной из самых прославленных русских икон. До 1929 года икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, а затем поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.
. В течение года образ будет выставлен в храме Христа Спасителя. Затем «Троицу» перенесут на историческое место — в Троице-Сергиеву лавру.
Сам вопрос о возвращении РПЦ великой для верующих святыни и значимого исторического памятника обсуждался на протяжении двух десятков лет. Представители Третьяковской галереи, где хранилась прежде икона, не раз высказывали опасения за сохранность образа. Со стороны РПЦ отмечали моральную сторону вопроса.
ЕАН опросил представителей духовенства Екатеринбургской митрополии и музеев Екатеринбурга о том, где уместнее хранить святыни, являющиеся вместе с тем и памятниками.
Настоятель кафедрального собора в честь Преображения Господня в Серове иерей Симеон Шестаков:
«Изначально иконы, как и храмы, принадлежали Церкви. А затем уже советское правительство начало отбирать у Церкви ее имущество. И Андрей Рублев писал икону «Троица» не для музея, а для храма и для почитания верующими. Поэтому решение президента России Владимира Путина вполне логично. Было бы странно, если бы Церкви, например, передали бы картину «Утро в сосновом бору».
Держать же икону в музее - это как держать у чужого человека книгу, которую он никогда не прочитает. Не думаю, что все посетители музея вчитываются в богословский смысл о Троице, вложенный в этот образ. Надо понимать, что икона Святой Троицы - это не просто предмет искусства, для Церкви — это богословский труд. Мы не видим в библиотеках на видных полках труды святителей Иоанна Златоуста или Игнатия Брянчанинова, но их размышления бережно хранит Церковь как великое наследие. То же самое и с иконописными образами. При этом Церковь не намерена ограничивать доступ к образу — храмы открыты для всех, независимо от вероисповедания».
Историк, сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Татьяна Мосунова в свою очередь отметила, что представители Третьяковской галереи уже публично выражали свое мнение по поводу сохранности иконы в стенах лавры. С другой стороны, она подчеркнула, что представители РПЦ сами взяли год, прежде чем икона «Троица» будете перенесена в монастырь. Эксперт предположила, что за это время в лавре подготовят необходимые условия, в том числе специальную капсулу для хранения образа.
«Есть, конечно, вопрос в части взаимодействия с храмами по сохранению таких предметов, поскольку отсутствуют явные и понятные схемы. В выставочном поле обычно каждый предмет застрахован: заключается договор. В документе прописываются представители, которые обеспечивают контроль за сохранностью предмета», — сказала Татьяна Мосунова.
Отвечая на вопрос ЕАН об уместности хранения икон в музеях, историк отметила, что в Третьяковской галерее «Троица» хранилась в пространстве, которое напоминает часовню храма. «К иконе там было двойное отношение. Конечно, сказать, где должны находиться предметы культа, достаточно сложно. И в той, и в другой ситуации есть свои минусы — ущемляется та или иная группа. Но для предметов искусства безопаснее находиться все-таки в музее».
Соосновательница Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке в Екатеринбурге Оксана Иванова в свою очередь указала, что музеи не всегда обеспечивали должные условия для хранения церковных ценностей. Кроме того, как отметила Иванова, за последние 30 лет в Русской православной церкви накоплен опыт по сохранению святынь, которые признаны историческими памятниками.
«Надо сказать что хранение церковных ценностей в государственных музеях, по моим данным, не всегда соответствуют реальности. Особенно в регионах. Например, в нашем Свердловском краеведческом музее хранение долгое время было в подвале. Ну и совсем недавно им выделили отдельное помещение.
Многие десятилетия это хранилось в ужасающих условиях. Кроме того, есть церковные книги. Но их помещали порой не в музеи, а в библиотеки, на которые не распространялись музейные нормы хранения. Там просто нет специалистов, которые бы обращали на это внимание.
Возвращение «Троицы» на историческое место я оцениваю положительно. Не надо забывать, что все произведения церковного искусства родились внутри церкви, столетиями там хранились и лишь небольшой период истории провели в музеях», — сказала Оксана Иванова.
Добавим, что впервые после изъятия «Троицу» Андрея Рублева ненадолго выставили в Троице-Сергиевой лавре в июле 2022 года (несмотря на протесты сотрудников музея). В Третьяковке тогда же отметили, что транспортировка была проведена с соблюдением всех необходимых предосторожностей, а в лавре икона была помещена в специально созданную для этих целей капсулу, которая поддерживала привычный для нее климат. Как уточнили в галерее, прошение об отправке иконы поступило от руководства РПЦ и было удовлетворено после «всесторонней оценки рисков, связанных с транспортировкой».
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября