Сегодня в Екатеринбурге завершается международный кинофестиваль «Одна шестая». С 15 сентября в «Космосе» и на Свердловской киностудии зрители могли увидеть конкурсные картины молодых авторов, а также пересмотреть легендарные фильмы российских режиссеров нового времени. Одним из гостей фестиваля стал известный уральский медиаменеджер и продюсер Игорь Мишин. Карьеру Мишин начинал в Екатеринбурге, в 90-е возглавлял «4 канал», сейчас является генеральным продюсером онлайн-кинотеатра KION и живет в Москве.
В интервью ЕАН Игорь Мишин рассказал, стоит ли хоронить российский кинематограф, как государство взаимодействует с киноиндустрией, а также порекомендовал обязательные к просмотру новые российские фильмы и сериалы.
- Почему вы стали почетным гостем фестиваля?
- Основной конкурс фестиваля – это дебютные фильмы молодых режиссеров. Я приехал на фестиваль от платформы KION, чтобы представить картину режиссера из Якутии Анастасии Борисовой. Фильм называется “Краш-тест” - это история трех девушек-выпускниц школы, которые переживают свое первое взрослое лето. Художественными руководителями были Борис Хлебников и Авдотья Смирнова.
- Как студии отбирают молодых, неизвестных режиссеров, фильмы которых они будут продюсировать?
- Нельзя сказать, что есть правила отбора. Но несколько вариантов через запятую перечислить можно. У платформ есть мотивация отслеживать субсидии, которые государство предоставляет для дебютных проектов. Субсидия на полный «метр» составляет 25-30 млн рублей.
Полнометражный фильм (полный метр) — один из форматов кинофильмов. Противопоставляется короткометражному фильму. Длительность свыше 40 минут.
Представители студий и продюсерских центров находят авторов среди выпускников киношкол, сами в этих киношколах преподают, чтобы замечать перспективных ребят. Будущие режиссеры зачастую в кино приходят через короткометражки, поэтому кого-то находят на фестивалях короткого «метра». - Молодые авторы могут самостоятельно достучаться до студии или именитого продюсера?
- Точно знаю, что все обращения и все заявки рассматриваются. В свое время в толстых советских литературных журналах было написано – «присланные рукописи не возвращаются и не рецензируются». За последние несколько лет взрывоподобный вал заявок по фильмам обрушился на студии. Всем ответить невозможно, но отсматривается все.
- Значит, будущее у российского кино есть, и хоронить его рано?
- Для меня некорректная постановка вопроса – почему вообще возникла тема похорон?
- Объясню: часть общества рассуждает – вот была золотая эпоха советского кино…
- Потом в 90-е возникло так называемое кооперативное кино – «Маленький гигант большого секса», например. Потом в нулевые, десятые – эпоха самоидентификации нового поколения российских режиссеров - Боря Хлебников, Наташа Мещанинова, Вася Сигарев и многие другие. С 2015 года киноиндустрия существует в очень позитивной динамике по количеству снятых картин, по их качеству, по разнообразию жанров. Сейчас происходит большая общественная трансформация, меняются приоритеты смыслов. И эти приоритеты не только государством меняются, сам зритель меняется. Но если говорить с точки зрения инвестиций, сколько денег государство студии и платформы вкладывают в новый продукт, - динамика ошеломительная. Поэтому нет не только признаков похорон, но и даже потенциального заболевания.
- Когда общество перестанет плакать и ностальгировать по западному кино, по Голливуду?
- Снова не готов поддержать вашу точку зрения, потому что в самом вопросе присутствует негативное оценочное допущение. Расскажу про статистику.
С рынка исчез контент мейджоров
Мэйджоры (англ. major «старший», «главный») в киноиндустрии — наиболее крупные и влиятельные студии; производственные и дистрибьюторские компании, ежегодно выпускающие значительное количество фильмов и последовательно управляющие существенной долей дохода на данном рынке.
, все эти вселенные Марвел и так далее. Шесть, насколько я помню, американских студий больше не поставляют контент (в так называемую большую голливудскую пятерку входят такие студии как Warner Bros., Paramount Pictures и т.п. - прим.ЕАН). Нет новых проектов в прокате и лицензии в библиотеках (имеет в виду голливудские фильмы, доступные в онлайн-кинотеатрах – прим.ЕАН) постепенно закончились.Журналисты, пишущие про кино, тоскливо прогнозировали, что теперь онлайн-кинотеатры загнутся, потому что смотреть станет нечего.
Но что мы видим? С точки зрения аудитории никакого оттока нет, нет снижения времени просмотра контента. Российский зритель растет ежегодно, это фиксируют все игроки рынка онлайн-кинотеатров. Да, уход голливудских студий – это болезненно, и, если бы они ушли 10 лет назад, когда онлайн-платформ не было, возможно, возник бы кризис зрительского внимания. Представьте, на каждой платформе от 10 до 20 тыс. единиц зрительского контента, а часы просмотров именно российского постоянно растут. Невероятно растут в просмотрах турецкие, корейские фильмы, есть интерес к индийскому кино. Происходит замена.
- Расскажите про аудиторию онлайн-кинотеатров. Что это за люди?
- Ядро – это 25-45 лет. У «KION», ядро чуть постарше – 30 - 50. Это связано с тем, что первой нашей аудиторией были абоненты МТС, поскольку эта мобильная сеть – фактически первая сеть страны, наша аудитория взрослее. Мужчины и женщины – пополам. При этом, если в апреле 2021 года постоянная аудитория – те, кто на абонентской плате, - была 1,5 млн, сейчас 7,5 млн человек.
- Расскажите про взаимоотношения государства и киноиндустрии в России.
- Государство реализует несколько разных программ и финансирует производство игровых сериалов и фильмов. «Фонд кино»
«Федера́льный фонд социа́льной и экономи́ческой подде́ржки оте́чественной кинематогра́фии» — российская федеральная государственная некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является распространение кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ.
инвестирует в основном в коммерческие проекты, в крупные жанровые - триллеры, комедии, блокбастеры. Минкульт поддерживает финансово в основном артовое кино, дебюты и анимацию. Институт развития интернета вкладывается в российские сериалы, вообще в контент – игровой, документальный, публицистический, которые размещается в сети. Государство – это большая стратегия и большая ставка. История российского кинематографа никогда не знала такого объема государственных субсидий, как в 2023-24 годах. - И что это значит?
- Это провоцирует кризисные моменты – количество людей, которые могут ярко и талантливо играть и снимать, не увеличивается в соответствии с этим объемом денег. Количество сценаристов, режиссеров, актеров, которые могут создавать суперхиты, не кратно этому количеству поступающих денег.
Но, безусловно, эта поддержка постепенно делает индустрию большим, интересным профессиональным лифтом, и молодежь начинает стремиться в кино.
Если эта государственная стратегия продержится несколько лет, быстро вырастет много новых талантливых молодых имен.
- В ком сейчас самый острый дефицит?
- Практически все звездные режиссеры и актеры расписаны на два года вперед. Вылавливаешь «окошки» в расписании, букируешь за 10 месяцев вперед.
- Но не связан ли этот дефицит прежде всего с эмиграцией?
- Нет, хотя безусловно уехало много ярких людей. И это для индустрии бесспорный ущерб в моменте. Но свято место пусто не бывает, и через несколько лет им на смену придут другие таланты. В 2022-2023 годах это ощущается остро, думаю, 24 год будет переходным, а уже в 25 мы увидим, как ярко себя проявляют новые имена.
- Значит, и о деградации ни в одной кинематографической профессии речи не идет?
- Сначала бы разобраться, что вы имеете в виду под деградацией. Но скажу так.
Многие темы в кино будут не только не приветствоваться, но даже запрещаться. Это будет происходить со стороны институтов, которые контролируют реализацию государственных инвестиций. Но я не считаю, что это тупик.
Обратимся снова к истории советского кино. В обстоятельствах коммунистической цензуры и железного занавеса советская киноиндустрия не только не умерла, но и стала частью мирового кинематографа. Но это тема отдельного, подробного разговора. Надо думать.
- Следите за судьбой Свердловской киностудии?
- Последние пару лет да, потому что в ней началось новое движение, новая жизнь. К тому же у «KION» есть совместный проект с киностудией – фильм Жени Григорьева
Евгений Григорьев режиссер, продюсер, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения. Креативный директор Свердловской киностудии, президент фестиваля "1/6".
«Сломя голову», который сейчас находится на постпродакшне (имеет в виду монтаж и обработку отснятого материала - прим.ЕАН).Ну и в целом мне интересно участвовать в киножизни Екатеринбурга. Поэтому откликнулся и на этот фестиваль приехать. Кроме премьеры дебютного фильма, я выбрал шесть картин, которые вошли в разные программ фестиваля. Предложили представит три лучших фильма от продюсера Игоря Мишина. В этот список вошли: «Овсянки» Леши Федорченко, «Общага» Ромы Васьянова, «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова, в программу документального кино мы добавили эксклюзивный продукт «KION» из цикла История российских тюрем - «Бутырка». Также я привез «Белый список» Алисы Хазановой с Алексеем Серебряковым в главной роли. В Екатеринбурге это был второй показ в России этого фильма, прокат стартует с 23го ноября. Мне хочется, чтобы в родном городе люди смотрели хорошее кино и знали, где его смотреть. К сожалению, на мой взгляд, в эти дни город не «живет» фестивалем - зрителей, особенно молодёжи, могло быть на показах гораздо больше.
- Представим, что наши читатели не используют онлайн-кинотеатры. Дайте им рекомендации, что обязательно к просмотру за прошедшие несколько лет?
- «Один маленький ночной секрет» Натальи Мещаниновой – у этой картины трудная судьба, фильму пока не дают прокатного удостоверения, надеюсь, в ближайшие месяцы этот вопрос решится. Давайте я для начала назову пять кионовских суперхитов на мой вкус. Итак - «Пингвины моей мамы», оба сезона сериала «Почка», «Обоюдное согласие» Валерии Гай-Германики, «Переговорщик» и «Хрустальный».
Есть еще суперхит «Клиника Счастья», который временно убран с платформы по требованиям закона. Это бренд мы вернём в формате Реалити Шоу. По сериалам с других ресурсов, безусловно, «Нулевой пациент» и чудесный сериал, оставшийся незамеченным - «Большая секунда» Виктора Шамирова.
Беседовала Анна Касюкова