Автор этих строк, уж так вышло, имеет богатый опыт участия в больших пресс-конференциях Владимира Путина. Был на них не то шесть, не то семь раз. Начиная с его первых лет во власти, когда это событие длилось всего около полутора часов и проводилось в ныне снесенном 14-м корпусе Кремля буквально до эпидемии ковида.
До нынешнего года форматы «большого» прямого общения Владимира Путина с миром - и пресс-конференция, и «прямая линия» - хоть формально и отличались аудиторией, но неизменно отвечали старой поговорке о том, что самый удачный экспромт — это детально подготовленная «домашняя заготовка».
И общие смыслы, и темы, и конкретный сценарий мероприятия, и особенно детали разговора всегда проработаны заранее, а президент, и без того обладающий кругозором энциклопедии, памятью большого сервера и способностью реагировать на неожиданность со скоростью пилота истребителя, еще и проходит серьезную подготовку.
В этом смысле то, что после двухлетнего перерыва форматы решили соединить в одно событие, а действо перенесли в Гостиный двор, ничего не поменяло.
Владимир Путин вернулся в большой эфир, словно предыдущая пресс-конференция или прямая линия прошли неделю назад.
И снова — все так же, все о том же. Об успехах в экономике и коварных «западных партнерах», о газификации и инфляции. То, что в цене выросли именно яйца, даже прибавило событию пикантности и цитируемости, при этом Владимир Путин, кажется, ни разу не произнес фамилию министра сельского хозяйства (а фамилия эта — Патрушев).
Но одно добавилось — специальная военная операция и все, что с ней связано. СВО стала не просто важной темой, но одной из идеологических основ. А тактические ходы, по сути, все те же: люди с мест и их просьбы о помощи, проблемы «маленького человека» и их немедленные решения и уверенность в том, что в итоге все будет хорошо.
Такая нужная уверенность лидера воюющей страны
И снова на экране милые бабушки, и снова в зале — позорище российской журналистики: все вот эти кричащие и перебивающие друг друга люди с плакатиками. И сам ВВП не в силах их унять. Ну, а как вы хотели, если единственная цель корреспондента оправдать командировку — это задать вопрос (притом, что две трети вопросов расписаны заранее), а согнали их в столицу числом не менее легиона…
И более четырех часов в эфире. Который действует на тебя, словно капельница с пропофолом во время хирургического вмешательства — обезболивает, успокаивает, убаюкивает… Просыпаешься и понимаешь, что в стране все в целом нормально, лидер держит ситуацию под контролем, ну а «перегибы на местах» остаются лишь отдельными инцидентами, поддающимися поправке.
Даже если это перегибы в Уголовном кодексе, который теперь придется перечитать.
И еще — конечно же, Владимир Путин вновь показал, кто в стране главный либерал, демократ и гуманист. Именно так. Без скобок и смайлов. Впрочем, на том событийном фоне, что мы имеем, это не так уж трудно. Достигается легко — свободным показом на видеостенах тех реальных вопросов, что приходят в кол-центр и по интернету. Даже самых… фривольных.
Кто сказал, что что-то здесь не так? Все так. А что до Лермонтова на тумбочке в спальне…
Две цитаты:
«Русский народ, этот сторукий исполин, скорее, перенесет жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем — по справедливости, он согласен служить — но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем, скорее, излишество пороков, чем недостаток добродетелей», — это из неоконченного Лермонтовым романа, получившего впоследствии название «Вадим», действо которого происходит во время пугачевского восстания.
«Милый мой, я ненавижу людей, чтобы их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом», — а это Печорин, «Герой нашего времени».
Как и говорит Владимир Владимирович, «гениальный молодой человек был» этот Лермонтов...
... Журналист из Магадана, 22-летний еще мальчик, на которого упало счастье задать один из вопросов президенту, откровенничал от всей своей души: «Сколько я себя помню, вы всегда во власти!»
С одной стороны — мальчик далеко пойдет. А с другой — ведь действительно, уже выросли, либо закончили, либо заканчивают вузы те, кто родился уже при президентстве Владимира Путина. Целое поколение.
Написанное автором является его личной оценочной точкой зрения и может не совпадать с позицией редакции ЕАН.