Екатеринбургский бизнесмен, 44-летний Даниил Туленков, служивший в штурмовом отряде «Шторм Z», издал книгу «Шторм Z. У вас нет других нас». В интервью он рассказал о том, почему и зачем он решил писать.
«Все, кто скажет, что это все воспринимает с ледяным спокойствие, хладнокровием, мол, мне это как в туалет сходить в соседний огород, я думаю, что это будет неправда. Все понимают, что работа связана с смертельным риском, и это может быть билет в один конец, тут никто не испытывает никаких иллюзий», - говорит Даниил Туленков.
Туленков был осужден в 2022 году Кировским судом Екатеринбурга за мошенничество, правда, он сам по-прежнему утверждает, что был невиновен. Он отбывал срок в ИК № 53 в Верхотурье и оттуда ушел добровольцем на фронт в подразделение Минобороны «Шторм Z». На фронте, а Туленков воевал под Работино в Запорожской области, он начал писать.
«Тюремная среда подчеркнуто неидеологична, со скептицизмом относится к таким явлениям как патриотизм. Все, что исходит от власти и общества, тюремной средой, которая представляет собой классическую антисистему в гумилевском смысле этого слова, воспринимается как чуждые идеи, гасится, подавляется. Многие бравировали: «Мы здесь только ради амнистии, нас не интересуют громкие пафосные лозунги», - рассказывает Туленков.
При этом он обратил внимание. Что именно такие через две недели начинали скулить, плакать, мол, зачем мы сюда приехали. Были си случаи дезертирства. Туленков вспоминает, что в первый же день, когда их привезли на фронт, один из зеков, как-то привезший с собой гражданскую одежду, переоделся и «бодрой рысцой» побежал в тыл. В то же время, некоторые заключенные, которые бравировали приблатненностью, скинули это с себя как корку, и проявляли героизм.
«В этом есть какая-то игра, и она чувствовалась всегда. Потомучто эти же люди, которые говорили, что они здесь только по меркантильным, низменным соображениям, проявляли порой чудеса героизма, стойкости и самопожертвования», – продолжает Туленков.
Автор не сталкивался с вагнерами, где тоже служило немало бывших заключенных, но на основании имеющейся информации, сравнивает их со «ШтормомZ». По мнению Туленкова, в ЧВК «Вагнер» была более бесчеловечная система, где не жалели людей. В «шторме» же все было организовано так, чтобы сократить потери, людей не бросали на смерть. К тому же, в «шторма» брали не всех желающих, был отбор, вербовали лишь тех, кто осужден по нетяжким статьям.
«Мы выполняли задачи, от которых отказывались другие. Такой у нас уговор. И это было правильно», - говорит Туленков, рассказывая о том, что «штормов» отправляли в самые опасные места, куда не посылали обычных солдат. Полностью интервью с Даниилом Туленковым можно послушать здесь.
Ранее ЕАН рассказывал, что Туленков писал небольшие эссе о жизни на передовой, о том, чему стал сам свидетелем, о бойцах «Шторм Z» - осужденных, подписавших контракты с Министерством обороны, которым дали возможность кровью искупить свою вину.
Туленков задавался вопросами, почему была так широко разрекламирована ЧВК «Вагнер», в которую тоже одно время набирали уголовников из лагерей, и почему никто ничего не знает о подвигах «Шторм Z».
Туленков называл «штормов» пасынками Минобороны.
«Цикл моих рассказов о буднях СВО завершен еще в период моего пребывания «за ленточкой». Добавить к этому мне особо нечего, поэтому порадовать кого-то фронтовой прозой я уже не смогу», – добавил Даниил Туленков.