Федеральная антимонопольная служба должна четко сформулировать критерии ценообразования после того, как внутрироссийский рынок перестанет ориентироваться на общемировые цены. В противном случае есть риск дефицита товаров. Об этом предупредила завкафедрой стратегического планирования и экономической политики МГУ Елена Ведута.
Ранее Госдума одобрила законопроект об отвязке цен на товары в РФ от общемировых. Проект предполагает, что ФАС сможет не учитывать показатели на мировом рынке при определении монопольно высокой и низкой стоимости товара.
Как отмечает Ведута, в мировой практике сложился единый критерий установления цен — равновесие спроса и предложения. Поэтому ФАС при переходе к формированию по «отечественным идентификаторам» должна будет четко обосновать свой критерий.
«Цены в рознице должны соответствовать ценам равновесия. Если этого не будет, мы получим картину, которая была в Советском Союзе, когда у нас был, с одной стороны, дефицит, а с другой — затоваривание, что было нехорошо и неправильно.
Но это решение в Советском Союзе принимала именно партийная номенклатура, которая очень удачно торговала дефицитными товарами. Она получила еще одну возможность для спекуляции, что всегда выгодно тем, кто находится где-то у власти», — передает слова эксперта Общественная Служба Новостей.
По мнению специалиста, «тренировки методом проб и ошибок» и «эксперименты над людьми» в управлении экономикой могут плохо закончиться для России — вплоть до повторения 1991 года.
Ранее депутаты из ЛДПР предложили новый закон, чтобы на ценниках товаров писали не только цену, но и то, сколько товара находится в упаковке по весу или объему. Сейчас законодательство требует писать важную информацию только на упаковке, а не на ценниках. Из-за этого, когда люди покупают, например, молоко или сахар, они могут получить меньше, чем ожидали: вместо литра молока - только 900 мл или вместо килограмма сахара - 730 г. Авторы проекта считают, что новый закон поможет людям лучше понять, сколько они покупают и по какой цене, сравнивать разные товары и выбирать лучшее предложение.