С приходом весны на дорогу выезжают «подснежники» – те автолюбители, что не садились за руль всю зиму. Аварий, по мнению ГИБДД, летом и весной происходит больше, чем зимой. С июля прошлого года в России действует опция оформления ДТП онлайн: когда и подать заявление, и получить выплаты можно без контакта с ГИБДД и страховыми. ЕАН рассказывает, как это можно сделать.
Хотя возможность урегулировать убытки «по старинке» сохраняется, но чтобы не тратить время в очередях в коридорах ГИБДД и страховых компаний, можно подать документы по ДТП, особенно нетяжелым, через "Госуслуги" и мобильное приложение «Госуслуги Авто». Подать заявление надо в течение пяти рабочих дней после ДТП.
Для подачи заявления нужны следующие документы: права, фото или скан бумажного бланка извещения о ДТП, полис ОСАГО, приложение «Госключ» для подписания заявления, номер фотофиксации, паспорт транспортного средства (ПТС); подтверждающие дополнительные расходы (например, эвакуатор) документы, банковские реквизиты личного счета, сведения о втором участнике ДТП.
Вы заполняете онлайн-заявление на возмещение ущерба и прикрепляете документы. Если все они в порядке, то заявление будет принято и зарегистрировано. Если каких-либо документов не хватает, то в личный кабинет придет уведомление об этом. После рассмотрения заявления страховая компания согласует с заявителем время и место для осмотра машины.
Для урегулирования именно онлайн есть ряд условий. «Оба участника ДТП должны быть застрахованы по ОСАГО, и у каждого из них должен быть действующий аккаунт на "Госуслугах". Кроме этого, авария должна подпадать под критерии европротокола (без пострадавших, ущерб до 400 тыс. рублей, отсутствие разногласий между участниками ДТП и т. д)», – разъясняет пресс-служба Уральского ГУ Банка России.
Если потерпевший и страховая компания сошлись в оценке ущерба, она может пройти дистанционно, по фото- и видеоматериалам. В таком случае предоставлять транспортное средство не нужно. Владелец просто получит направление на ремонт или соглашение о размере страховой выплаты. Подписать его можно в личном кабинете электронной подписью.
Решение по заявлению придет в личный кабинет. После этого в течение 20 дней на счет, указанный в заявлении, поступят деньги.
Если возникли сложности, то в первую очередь надо обратиться в контактный центр страховой компании, там сотрудники проконсультируют по вопросам электронного урегулирования страхового случая или по статусу рассмотрения дела. Если это не привело к решению вопроса, можно подать обращение финансовому омбудсмену или в Банк России.
Отметим, что такой способ подачи заявлений для урегулирования ДТП набирает популярность. Так, в январе 2024 года в Свердловской области 213 ДТП были оформлены по этим правилам урегулирования убытков, когда оформить происшествие и получить выплату можно полностью онлайн. Сумма страховых выплат по ним достигла почти полмиллиона рублей. Всего с момента введения новой процедуры ею воспользовались для оформления 1110 ДТП на Среднем Урале, страховые выплаты по ним превысили 20 млн рублей.
Юлия Литвиненко