Таджики и другие мигранты из Средней Азии, проживающие в Екатеринбурге, шокированы терактом, совершенным в «Крокус Сити Холле». Люди напуганы и опасаются, что кто-то попытается выместить на них гнев и боль. Некоторые приостановили бизнес, часть срочно уехала домой. О сложившейся ситуации ЕАН побеседовал с исполнительным директором Межнационального информационного центра Нурзидой Бенсгиер.
- Какая сейчас обстановка, какие настроения в диаспорах?
- Все очень тревожно. Конечно, все в шоке. И больше всего люди переживают о том, как это скажется на них и на их бизнесе. На перекрестке недалеко от моего дома есть несколько киосков: фруктовый, овощной, мясной - и две лепешечные, где владельцы – таджики. В субботу и воскресенье люди свои магазинчики не открывали.
- Люди боятся расправ?
- Люди именно этого и боятся. Я сама не была на четвертой овощебазе, но говорят, что вчера там было все закрыто. Может быть, из-за того, что выходной, но после теракта многих торговцев не было. Может быть, они работали по звонку или решили пересидеть.
- Кроме тревожных настроений, что еще видите в мигрантских чатах?
- Последнее время все друг друга предупреждают, чтобы быть бдительнее, не реагировать на сообщения о вербовке. Из некоторых чатов о работе для приезжих меня удалили, потому что я там обнаружила очень много преступных объявлений: делать наркоманские закладки, предложение о работе курьерами, которые по мошенническим схемам приезжают к обманутым за деньгами. Я возмутилась, что админы не удаляют такие сообщения. В этих чатах тоже начали вербовать, рассылают предложения совершить теракт за деньги. Другие им писали, чтобы не велись на такое. А еще публикуют ссылки на чаты с Украины, в которых якобы таджики одобряют такие действия.
- Вы, как специалист, давно работающий по межнациональным вопросам, можете дать рекомендацию властям, как сейчас нам удержать баланс, чтобы люди не переносили это преступление на абсолютно всех мигрантов?
- Уже сейчас должна быть такая повестка, что мы дружно не дадим расколоть единство в народе. Однако мы ожидаем кратного роста мигрантофобии и уже видим, когда отказываются от поездок, если водитель такси - таджик. Причем это самая мягкая форма протеста – не поддерживать рублем соплеменников террористов из «Крокуса». Но в целом я молюсь о том, чтобы никто не пострадал.
При этом понимаю, что людям нужно дать время, чтобы выплеснуть эти эмоции, потому это нормальная реакция человека - компенсировать боль, канализировать свое негодование. Иначе ситуация еще усугубится и будет хуже. Конечно, откровенные призывы к ненависти и вражде должны пресекаться. Но если это просто на эмоциональном уровне и на уровне личного выбора потребителя, что покупать, а что - нет, то это нормально.
А рекомендация властям - лишь бы не перегибали палку, но сейчас власти заняли абсолютно правильную позицию. Видео пыток поддержать не могу, ведь это дискредитирует наше правовое государство и правовую систему, но понимаю, что в обществе сейчас колоссальный запрос на возмездие. И вторая цель этих видео, насколько я понимаю, – устрашение потенциальных террористов, кто бы мог позариться на такой способ заработка.
Хочу еще добавить про роль государства, а конкретно - про «Уроки о важном». В первый понедельник после каникул на фоне произошедшего в Подмосковье будет тема про единство народов России, я предлагаю провести урок о профилактике экстремизма. У нашего центра есть такая разработка, сегодня эти материалы я рассылаю по запросу в разные регионы России и даже за границу.
- В случившемся есть исламский след?
СПРАВКА Рамадан – священный для мусульман месяц, когда, по религиозным канонам, пророку Мухаммеду был ниспослан Коран. В этот месяц обязателен пост. Полный отказ от простых человеческих нужд даже в самые жаркие и изнурительные дни дает возможность мусульманам продемонстрировать силу своей веры. Теракт в «Крокус Сити Холл» в Красногорске произошел во время ифтара – обязательной вечерней молитвы.
Нет, и это необходимо разъяснять. Мужчины, совершившие террористический акт в «Крокус Сити Холле», совершенно далеки от ислама. Они абсолютно не те люди, которые шли умирать за веру. То есть это не шахиды, потому что убивали за деньги, поэтому они убегали. Шахиды остаются до конца. Они делают свое грязное дело и погибают на месте преступления, потому что убеждены, что вознесутся. Террористы из «Крокуса» пошли заработать, а потом сбежали. И это к исламу никакого отношения не имеет. Конечно, фоновая исламофобия в обществе есть, но эти настроения не мешают жить. А сейчас боюсь, что это может отразиться на людях. Вчера я зашла в одну из мечетей и спросила имама о ситуации. Он ответил, что старые люди приходят, а вот молодых мигрантов в эти выходные стало в два раза меньше.
- Не уезжают ли таджики из города из-за случившегося?
- Были скоропалительные отъезды на эмоциях. Но в основном сбежали те, у кого документы не в порядке. В субботу утром, когда стало понятно, что теракт в московском «Крокусе» совершили таджики, всем нелегалам было рекомендовано как можно быстрее уехать.
После интервью редакция ЕАН связалась с человеком, работающим на четвертой овощебазе. По его мнению, теракт никак не сказался на работе и какого-то массового отъезда сотрудник не заметил.
«Дело в том, что сезон еще не наступил. Народу и так немного. Сейчас люди опасаются, что из-за террористов из «Крокуса» пострадают все остальные, но все осуждают случившееся. Отъездов нет, я разговаривал с охраной - все на местах, все здесь. Может, какие-то единицы, нелегалы, уехали. Со стороны властей каких-либо действий тоже не было: ни внезапных проверок, ни ОМОНа -ничего такого", - поделился собеседник.
Напомним, теракт в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел вечером 22 марта перед концертом группы «Пикник». В зал, вмещающий 7200 человек, все билеты были проданы. Вооруженные люди ворвались в здание, открыли стрельбу и устроили мощный пожар. Четверых подозреваемых задержали утром 23 марта в Брянской области - они собирались пересечь границу с Украиной. Все четверо арестованы судом до 22 мая. Также задержаны семь человек, подозреваемых в помощи в организации теракта.
По последним данным, общее количество пострадавших при теракте – 182 человека. Погибли 137 человек, трое из которых - дети. Пока опознаны лишь 69 погибших.