Практика применения нового федерального закона об освобождении от уголовной ответственности осужденных, отправившихся по контракту на СВО, пока не сложилась окончательно. Однако, как рассказали ЕАН екатеринбургские адвокаты, ряд их доверителей, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, уже объявили о готовности признать свою вину. После этого они планируют заключить контракт о прохождении военной службы. В этом случае вчерашние подозреваемые будут освобождены от уголовной ответственности. Важным для законопослушных граждан, пострадавшим от действий злоумышленников, остается вопрос о возмещении вреда. Его по новому закону полагается решать в порядке гражданского судопроизводства. Однако все не так просто. В тонкостях нового закона разбирался в колонке для ЕАН юрист Дмитрий Лебедев.
В субботу, 23 марта 2024 года, вступили в силу внесенные Федеральным законом от 23.03.2024 № 64-ФЗ поправки в Уголовный и Уголовно-Процессуальный кодексы Российской Федерации, определяющие основания для освобождения от ответственности (наказания) и погашения судимости из-за призыва или заключения контракта о прохождении военной службы.
Поправки касаются следующих лиц:
- призванных на военную службу в период мобилизации или в военное время;
- заключивших контракт о прохождении военной службы в период мобилизации, военного положения либо в военное время.
Кроме того, освобождение от ответственности предусмотрено для лиц, проходящих службу в указанные периоды (время).
От ответственности (наказания) освободят, судимость погасят с любого из следующих дней:
- награждения госнаградой, полученной в период военной службы;
- увольнения со службы по ряду оснований (например, по состоянию здоровья).
От наказания освободят условно. Если во время службы будет совершено новое преступление, суд назначит наказание по совокупности приговоров. Следить за поведением условно освобожденных от наказания будут командиры воинских частей, в которых эти контрактники будут проходить службу.
Важно, что послабления не действуют для тех, кто совершил преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, террористический акт, разгласил гостайну и совершил другие преступления против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, против государственной власти. Эти люди по закону просто не могут заключить контракт о прохождении военной службы.
Что касается тех вчерашних подозреваемых в преступлениях, кому все-таки удастся попасть по контракту в армию, то ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона устанавливает порядок возмещения причиненного ими вреда. По тексту закона, вопросы, связанные с возмещением вреда, причиненного противоправными действиями, лицами, освобождаемыми от уголовной ответственности и наказания в порядке и по основаниям, которые установлены новым законом, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
В ч. 4 ст. 213 УПК РФ предусмотрено, что после прекращения уголовного дела по указанным выше основаниям (ст. 28.2 УПК РФ) потерпевшему, гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства.
И вот здесь кроется одно важное «но». Реализация права на возмещение причиненного преступлением вреда в случае прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 28.2 УПК РФ, является затруднительной.
Дело в том, что 25 декабря 2023 года вступили в силу поправки в Гражданский процессуальный кодекс РФ. В соответствии с ними, если гражданин не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, суд обязан приостановить производство по делу в случае его участия в боевых действиях в составе Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в проведении контртеррористической операции, призыва его на военную службу по мобилизации, заключения им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации или войска Национальной гвардии Российской Федерации, выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта.
Соответственно, до демобилизации лица, уголовное дело в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 28.2 УПК РФ, возместить причиненный преступлением вред не получится.
Если участник боевых действий и вовсе погиб, то производство по делу не будет возобновлено до тех пор, пока не будет определен правопреемник погибшего, т.е. наследник, принявший наследство.
Возникает вопрос, что делать, если у погибшего не будет наследников, как возместить лицам, потерпевшим от преступления, причиненный им вред? Ответа на этот вопрос в законодательстве пока нет. Поскольку вероятность именно такого исхода дела никак нельзя исключить, права потерпевших от преступлений на данном этапе законодателем в должной мере не защищены.