Прорыв дамбы в Орске стал настоящей трагедией для города. И пока не очень понятно: это ее построили так плохо или паводок в этом году был особенно жесток к людям. ЕАН попытался разобраться в ситуации: кто же строил, обслуживал и несет ответственность за катастрофу на этом важнейшем для окруженного реками Орска сооружении.
Итак, защитная насыпь для города обошлась федеральному и областному бюджету в 910 млн рублей, что в ценах десятилетней давности (именно тогда была сдана дамба) было совершенно огромной суммой. Заказчиком строительства выступил ГУП «Облжилкомхоз», а исполнителем местная компания – «Спецстрой-3».
Строили москвичи или местные?
Местные. Зарегистрированное в Новотроицке ЗАО «Спецстрой-3», теперь ликвидированное, входит в группу компаний, аффилированных с компанией «Земстрой». Но вот с ней у компании АО «Спецстрой-3», которая хоть и поставлена на учет в 2021 году, но имеет явное отношение к ЗАО, общий генеральный директор, Максим Геннадьевич Омельченко. Акционеры «Спецстроя-3» скрыты, реестр находится у реестродержателя, но вот акционеры «Земстроя», судя по «Контур.Фокус», – это Сергей Комаров, Сергей и Марина Сорокины, Иван Гранкин, Игорь Подкопаев и сам Омельченко. Если смотреть по акционерам дальше, то все эти люди аффилированы и с компаниями «Спецстрой», «Спецстрой-6». А один из акционеров «Спецстрой-6» выводит на компанию Управление механизации-6 (УМ-6). Ее директор Олег Телешевский – еще и руководитель ООО «Спецстроевец-6 плюс». Есть в орбите общих интересов этих физлиц и строительные компании и предприятия общепита. Так, Телешевский является руководителем в еще одной организации – действующего ООО «УМ-6», которое занимается арендой и управлением собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Также он указан в числе учредителей еще трех компаний: того же ООО «УМ-6», ООО «СВС» (деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания; директор — Кирилл Евгеньевич Чистяков), а также ликвидированного ЗАО «Спецстрой-6» (строительство автомобильных дорог и автомагистралей).
Эти компании объединяет и то, что все они – непременные участники дорожно-строительных работ, работ по благоустройству и в Новотроицке, и в Орске, и в районах области. Это небольшие компании, которые арендуют технику (тоже у одной из своих компаний). Заказчики – городские службы, в том числе и те, кто должен были следить за сохранностью и работоспособностью дамбы. Как правило, компании побеждают во всех тендерах, в которых участвуют. И вообще из этого круга стараются не выходить.
Однако что даже странно для небольших городов, об этих людях мы не нашли никаких упоминаний в поисковых системах, кроме как в связи с этими компаниями. Они не депутаты, не общественники, даже в благотворительности не замечены.
Если вернуться к «Спецстрой-3», то основной вид деятельности — производство земляных работ. Организация включена в реестр малого и среднего предпринимательства и относится к малым предприятиям. Выручка компании, судя по "Контур.Фокус", в 2023 году составила 4,8 млн рублей. Чистая прибыль — 681 тыс. рублей, а общая стоимость активов — 70,2 млн рублей. АО «Спецстрой-3» принимало участие в государственных закупках в качестве поставщика. Всего компания выступала поставщиком в трех государственных контрактах на общую сумму 111,8 млн рублей.
В «Спецстрой-3» не захотели дать свою точку зрения на произошедшее с дамбой, их больше интересовал вопрос, кто посмел дать их номер журналистам.
Но вот как и почему именно эта компания стала строить знаковый для города объект (возведение началось после ряда техногенных катастроф в Орске и поселках рядом) – непонятно. У компании нет даже своего сайта, их домен spets-stroy.ru продается, и понять, какие именно еще гидротехнические сооружения компания построила до и после дамбы, невозможно.
Замечали ли власти, что с дамбой не все хорошо?
Претензии по дамбе возникли у проверяющих и сразу после строительства. Сразу после окончания стройки Росфиннадзор посчитал сумму и выдал предписание, в котором было указано на нарушение порядка расходования бюджетных средств, «выразившееся в неиспользовании выделенных средств федерального бюджета в полном объеме, из-за чего не достигнуты показатели результативности представления субсидии по строительству объекта (степень технической готовности – 99,6%, соотношение объемов выполненных работ к объемам финансирования за счет всех источников – 98,6%, соблюдение сроков выполнения работ и ввода объекта в эксплуатацию – 98,6% при необходимых 100%). Также не приняты меры по взысканию неустойки с ЗАО «Спецстрой-3» за несвоевременно выполненные работы по договору подряда от 13.09.2011 г.». Это цитата из дела в арбитражном суде – туда уже подал заявление «Облжилкомхоз», требуя отменить предписание Росфиннадзора. ГУП должен был взыскать деньги со «Спецстрой-3» за фактически невыполненные работы (завышенные объемы) по строительству объекта «Дамба для защиты г. Орска от затоплений в период весенних половодий (2-я очередь строительства). Корректировка». Но ГУП подал в суд на Росфинмониторинг, и спустя два года разбирательств и после местной экспертизы со «Спецстроя» взыскали чуть более 419 тыс. рублей.
Как пишут «Известия», которым удалось найти одного из экспертов по делу, «нарушения выражались в объемах строительства, в объемах работ, то есть, говоря простым русским языком, на бумаге объемы были выполнены, по факту объемов не было. То есть нарушения были как при строительстве дамбы, так и при составлении сметной документации, акты выполненных работ были составлены с нарушением.
Отметим, что, судя по материалам дела, речь шла о небольших завышениях работ: например, по документам самосвалы вывозили землю на 20 км, а фактически – на 17, неверное определение веса глинистого грунта, территориальных и сезонных коэффициентов, нормативов расчета работ – то есть это все фактически относилось к процедуре расчета сметы.
Строили спорно. А как обслуживали?
Обслуживала жизненно важный городской объект муниципальная компания «Спецавтотехуправление». В декабре 2023 года городская администрация заключила контракт на эксплуатацию и содержание дамбы на сумму 1,6 млн рублей. Это намного меньше, чем в предыдущие годы. В январе 2024 года Ростехнадзор запросил у администрации информацию о подготовке к паводку, на что получил ответ о проведении лишь визуальных наблюдений. Неудовлетворенное таким ответом ведомство направило повторный запрос 2 апреля, но было уже поздно — 5 апреля произошел прорыв.
Отметим, что дамба официальна была рассчитана на уровень до 5,5 м, в этом году вода поднялась до 9,6 м.
За месяц до ЧП прокуратура официально указала местным чиновникам на ошибки по обслуживанию плотины. Но Ростехнадзор как минимум четыре года назад указывал на десятки нарушений при эксплуатации. «В 2020 году Западно-Уральским управлением Ростехнадзора была проведена плановая проверка Комплекса ГТС, выдано предписание от 16.06.2020, содержащее 38 замечаний с различными сроками устранения от 2020 до 2022 года», – сообщили в ЕАН в ведомстве. Сейчас Ростехнадзор создал комиссию для расследования причин аварии.
В прокуратуре региона также заявили, что Гостехнадзор уже выявлял нарушения при содержании дамбы, но меры по их устранению были приняты несвоевременно. Следственный комитет возбудил дела о халатности и нарушении правил безопасности.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Юлия Литвиненко