В Чкаловском районном суде Екатеринбурга оглашен приговор трем подросткам по уголовному делу о сексуальном насилии над воспитанниками екатеринбургской спецшколы № 124. Вызывающее поведение подростков 16-17 лет в «клетке» суда, признанных виновными в тяжком преступлении и получивших большие сроки, стало удивительным для многих. Чем вызвано подобное поведение малолетних преступников, рассказал ЕАН психолог Антон Кузнецов.
По мнению специалиста, подростковая бравада в данном случае не является формой самозащиты. Наоборот, считает Кузнецов, вызывающее поведение вызвано тем, что подростки, в принципе, не боятся. Они гордятся своим поступком, своим поведением, так как имеют сдвинутую уголовно-воровскую систему ценностей, отличную от общепринятой. Как известно, бытие определяет сознание.
«Среда обитания – это важнейший фактор в жизни подростков, это гораздо важнее даже мнения родителей. Понимаете, взрослые меньше определяют систему ценностей подростков, чем их сверстники. Даже в садике говорят на языке сверстников, а не родителей. Уже в 4-6 лет дети перенимают многое от тех, с кем им приходится общаться», - считает Антон Кузнецов.
По мнению психолога, в данном случае идет героизация уголовного поведения перед сверстниками, некая уголовная романтика. Кузнецов полагает, что, по их представлению, подростки в суде получили не просто срок заключения в колонии, а некую путевку в жизнь. Срок в колонии – это им плюс к репутации, биографии среди тех, с кем они привыкли общаться.
«Это, если можно так сравнить, как боец на войне, получивший даже легкое ранение, сразу пользуется особым уважением – пострадал за Родину. А в данном случае они идут в колонию за воровскую идею, за АУЕ*. Сколько сидел, по какой статье, на малолетке ли – это круто. Есть наша система ценностей, где понятно, что такое хорошо и что такое плохо, а есть искаженная - уголовная. У них совершенно искренне обманывать и воровать – это хорошо», - считает психолог.
Инцидент произошел в спецшколе, куда по решению суда попадают несовершеннолетние правонарушители. Система подобных спецшкол подразумевает работу с ними педагогов и воспитателей, чтобы отвратить от уголовной романтики.
«Люди, кто постарше, читали «Педагогическую поэму» Антона Макаренко и представляют, с каким контингентом ему пришлось иметь дело. И у Макаренко получилось: известно, что из малолетних преступников, обучавшихся у него, в итоге выросло много достойных людей. Но Макаренко, готовые жизнь положить на педагогическую работу, рождаются редко», - говорит Антон Кузнецов.
При этом психолог отметил, что при недостатках педагогической системы, спецшколы, подобно 124-й, - это котел, где уже совершившие преступления подростки варятся в среде себе подобных, а потом многие из них попадают в колонии. "Вы будете в шоке, узнав цифры, но больше половины воспитанников таких спецшкол впоследствии попадают в колонии. Статистика ужасная», - продолжает психолог.
Кузнецов считает, что преступный мир в России и других странах очень отличаются. Если за границей преступником движет просто жажда легкой наживы - все для себя, то в России преступная среда – это практически религиозная система.
«В России человек готов совершать преступления не только на благо себе, но и во вред, несмотря на явное ухудшение своей жизни в будущем. Это своего рода аскетизм. Уголовная среда в нашей стране, повторюсь, что-то вроде религиозной системы – со своей системой ценностей, иерархией, авторитетами, ради которых многие уголовники готовы идти на личные жертвы», - говорит Антон Кузнецов.
Антон Кузнецов советует родителям, имеющим детей, особенно подросткового возраста, быть особо внимательными к среде общения детей.
«Родителям, если они не хотят, чтобы их дети попали в тюрьму, необходимо самим создавать для детей среду обитания. Это достойная школа, хорошая секция, где они будут общаться с детьми с той же системой ценностей, что и сами», - подытожил Антон Кузнецов.
*АУЕ - признан в РФ террористической и экстремистской организацией, запрещен.