Напавший на одноклассников с ножом и молотком 13-летний ученик школы № 68 в Челябинске мог играть в суицидальную игру «Красный дельфин». Об этом сообщает telegram-канал Baza.
По данным канала, примерно за час до нападения на странице с ником Роман Г. появился пост, в котором он прославлял организацию некоего Антона М., придумавшего эту игру. Также в своем сообщении Роман заявил, что школа создана, чтобы дети становились рабами. По словам отца, мальчик действительно увлекался играми, но обычно это были Minecraft и танчики. По данным канала, несколько месяцев назад у Романа был конфликт с одноклассниками. Они, как сказал отец, буллили его и плевались в него, «морально уничтожая». После этого детям и родителям удалось встретиться вместе в школе, и конфликт был разрешен.
ЕАН попытался разобраться, что такое эта игра «Красный дельфин». Выяснилось, что это модифицированная версия «Синего кита» - игры, которая подталкивала детей к самоубийствам. Если говорить упрощенно, то это новая версия игры «Синий кит», в которой даются опасные задания и нужно вредить себе, а также задания для начинающих убийц и террористов. Эта игра распространяется в сети «ВКонтакте». В игре необходимо выполнить 20 заданий, а если ребенок начинает отказываться, то ему грозят тем, что убьют всю его семью. Последним, двадцатым заданием в игре является совершить самоубийство.
Для участия в «Красном дельфине» нужно пройти модерацию и записать видео с объяснением своего мотива. Предполагается, что такой механизм необходим для обеспечения безопасности для куратора данных групп. Основная аудитория игры - школьники. Учащимся предстоит выбрать роль (сверхдельфин, идеалистический дельфин, саморазрушающий дельфин). По оценке, «самым безопасным» является «саморазрушающий», поскольку данная категория занимается «только самоувечьями». Остальные две роли выходят за границы личного пространства. В мессенджерах для школьников открывается «ассортимент рецептов» по изготовлению оружия, наркотиков, инструкции по вандализму, подрывам, поджогам, самоубийству и т.д.
Семейный психолог и суицидолог, магистр психологии и руководитель фонда Just Support Светлана Богатырева в интервью Informburo.kz объяснила, на какие тревожные сигналы в поведении подростка нужно обращать внимание, как поддержать ребенка в трудную минуту и помочь преодолеть кризис.
«Суицидальное поведение состоит из нескольких компонентов. Первое – это суицидальные мысли, которые не так страшны, как нам кажется. На самом деле суицидальные мысли возникают у 90% людей в тот или иной период жизни под влиянием разных обстоятельств. Мысли – это естественный продукт нашей жизни, они могут быть разными, и в них нет ничего страшного. Подростковый возраст, как мы понимаем, – это кризисный период в жизни человека, сопровождающийся гормональным бумом и перестройкой организма. Это также новые задачи и вызовы, связанные с переходом от детства ко взрослой жизни», - объясняет Светлана Богатырева.
По словам Богатыревой, подростковый возраст – это период, когда очень важно социальное взаимодействие. Для подростков таким видом деятельности является общение со сверстниками. Они активно стремятся к коммуникации и любят игровые формы взаимодействия. Истории про «китов» и «дельфинов», которые привлекают внимание подростков, очень хорошо отвечают этой потребности. Эти «игры» организованы в форме квеста, что делает их увлекательными. Подростки могут делиться своими «достижениями», общаться и обсуждать происходящее. Все это построено с учетом особенностей подростковой психики, что и делает их такими привлекательными. Раньше такие потребности закрывались за счет детских организаций, когда, например, пионеры ходили строем, помогали бабушкам, собирали металлолом.
«Сейчас аналогов той детской организации не существует. Все сосредоточено на образовании, кружках, изучении языков, спорте и саморазвитии – именно туда направляют детей. Однако потребность в общении и участии в коллективных социальных играх никуда не исчезла. Деструктивные люди это хорошо поняли и заполнили эту нишу. Кураторы – это, как правило, молодые люди, немного старше подростков, обычно юношеского возраста. Через эти игры они пытаются закрыть свои нереализованные потребности во власти, управлении другими, желании командовать и подчинять людей. Это не совсем здоровая история, поэтому и сам продукт получился нездоровым», - продолжает Светлана Богатырева.
Психолог обращает внимание на то, что если в «Синем ките» целью игры было причинение вреда себе лично, то в игре «Красный дельфин», которая появилась в прошлом году, задания выходили далеко за рамки самоповреждений. Детям предлагалось наносить увечья прохожим и портить чужое имущество, например, устраивать небольшие поджоги или повреждать автомобили.
«Это характерная черта возраста. И деструктивные задания в подобных играх хорошо «попадают» в этот процесс. Их суть – пойти против системы, общества, навредить, доказать, что ты не такой хороший. Иногда это выглядит как вызов: сможешь или не сможешь? Это проявляется, когда благополучный ребенок начинает общаться с тем, кто менее благополучен. Возникают своего рода тесты на дружбу», - считает психолог.
Напомним, школьник с молотком напал на людей, от его рук пострадали четыре человека: трое подростков 13 лет (две девочки и мальчик) и один преподаватель. После этого, по словам школьников, Рома выбежал из класса и спрятался в туалете, где и пытался завершить свой смертельный квест суицидом. Там его уже и догнал охранник школы. Сотрудники школы дважды звонили в полицию.