March 29, 2019, 07:49 AM

«Что у Текслера в голове, мы не знаем. Но ему придется показать силу»

Политтехнолог, гендиректор агентства «Монитор» Алексей Ширинкин — о том, что ждать от челябинцев новому губернатору и чего они ждут от него.

— С момента появления в Челябинской области Алексея Текслера прошло полторы недели. Какие у вас впечатления от врио губернатора?

— Все пока очень технологично. Алексей Леонидович демонстрирует то, чему его, очевидно, научили на «спецкурсе бойцов» в Высшей школе госуправления РАНХиГС, — как воевать при высадке на территории с благоприятной диспозицией, но в условиях пересеченной местности и численно превосходящего противника.

Я так понимаю, что первой задачей было снять информацию. Думаю, что это сделано, и сделано не так уж плохо. Во всяком случае, те вопросы, которые может задать Текслеру первое лицо государства. Я так понимаю, что врио главы региона не зря отправился сначала в те места, где до этого был Владимир Путин — на борт Коркинского разреза, к дому в Магнитогорске, пострадавшему от взрыва. Ну, и благоустройство Челябинска, которое во многом и стало генератором тех проблем, что привели к смене руководителя области.

Куда пока не попал Алексей Текслер — так это промышленные предприятия (в том числе, возможно, потому, что не готов пока разговаривать на эти темы), они были убраны из текущей повестки. Единственное — встреча с Владимиром Бурматовым (председатель комитета Госдумы по экологии), который является одним из тех, от кого зависит принятие закона о квотах на выбросы.

В итоге первое впечатление Текслер и сам произвел, и для себя получил. Следующий по логике шаг — первые кадровые решения, формирование управленческой вертикали, которая дальше будет исполнять его волю. Иначе он не сможет ничего сделать.

— История с его Instagram, его бешеной популярностью, исчезновением и «воскрешением» — это тоже «азбучная» тема или что-то пошло не по сценарию?

— Думаю, что Алексей Леонидович сделал большую и реальную фокус-группу, снял информацию и будет возвращаться к этому формату. Сама по себе идея прямого выхода к людям, минуя бюрократию, себя оправдала.

— Но здесь есть и риски. Люди всегда ждут максимально быстрого решения именно их проблем, которых, судя по количеству комментариев в Instagram под каждым постом, более чем хватает. При этом, как водится, от любви до ненависти — один шаг…

— Конечно, фактор завышенных ожиданий очевиден. Особенно на фоне личности Бориса Дубровского, который, мягко говоря, оказался токсичен для челябинцев. И да, эти ожидания могут достаточно быстро обернуться и серьезным разочарованием. Но я думаю, что кредит доверия выдан достаточно надолго. К тому же практика показывает, что избирательные кампании, начатые весной, к осеннему дню единого голосования еще не успевают выдохнуться. Если бы Текслера «высадили» в Челябинскую область прошедшей осенью, то могло бы быть немного по-иному.

Суммируя: пока врио губернатора действует очевидным образом, правильно, осторожно пробуя воду, пробуя на зуб окружающих и выстраивая те каналы коммуникации, которые ему в любом случае понадобятся.

— Но «навешать люлей» главе Челябинска Владимиру Елистратову, который всего месяц как на этой должности, — дело-то нехитрое...

— В его лице Текслер «навешал» их всей предыдущей властной команде в городе и в регионе.

Говоря о кадровых решениях — даже Борису Дубровскому не удалось перевезти в Челябинск «весь Магнитогорск». Вряд ли Алексей Текслер привезет сюда весь условный «Норильск» или весь аппарат минэнерго. Но тогда с кем ему иметь дело? Сейчас, когда он уехал по делам в Красноярск и Москву, область осталась с теми, кто был до Текслера.

— Ну, мы же понимаем, что вряд ли новый глава региона сменит все и всех за два дня. Это просто нереально. Думаю, что настоящее формирование собственной команды — дело, которое будет сделано после выборов. Хотя, конечно, самые острые моменты будут решены в ближайшее время. Прежде всего это фигуры «сакральных жертв», которые будет нужно принести в предвыборный период, чтобы «медовый месяц» в отношениях с жителями продлился столько, сколько необходимо.

Кто станет этими жертвами? Вероятно, ими станет часть городских деятелей, возможно, в конце концов, и сам Владимир Елистратов. Хотя сейчас убирать его, на мой взгляд, не очень разумно. Это будет повторением ошибки Бориса Дубровского — менять очень худо и очень бедно, но все-таки как-то работающую систему на непонятно что. Думаю, что если бы сейчас мэром был не Елистратов, а Евгений Тефтелев, то система работала бы не хуже и даже чуть лучше, чем сейчас. Во всяком случае, Тефтелева как раз можно было бы принести в жертву к августу...

Давайте поймем еще одну важную деталь. Вопрос о возврате или невозврате прямых выборов мэра в Челябинске — это решение уровня не Текслера, а гораздо выше. И федералы на это, очевидно, не пойдут…

— А те вбросы о возможном переносе выборов в районные или городскую думу на год, что пошли в последние дни в информационном пространстве?

— Думаю, что это «творчество» определенной и очень узкой группы лиц, которая пролетает мимо своих мест и заинтересована в переигровке на этой поляне. Но для большинства элит это бессмысленная история.

— Очевидно, что не только Алексей Текслер пробует на зуб окружающую обстановку, но и самого Алексея Текслера тоже пробуют на зуб. Прежде всего местные и региональные элиты. Элиты, между прочим, матерые, которые за последние десять лет (а с учетом мэрства в Челябинске Михаила Юревича — и все 15) привыкли, научились не просто выживать в условиях «некомфортного губернатора», но и решать свои проблемы, а то и «сливать» главу региона...

— Не совсем так. Они, скорее, сидели на берегу реки и ждали, пока вода принесет труп врага. И рано или поздно дожидались. Того же Дубровского съел конфликт с окружением генпрокурора Чайки, а не местные элиты. 

— Во время объезда Челябинска Алексей Текслер подошел к ларьку с шаурмой в подземном переходе и сказал, условно, «ой»...

— И это «ой» ни во что не превратится, пока у него нет той вертикали, которая превратит это «ой» в административное или уголовное дело. Думаю, что это вопрос, на который мы получим ответ в течение месяца-двух. Алексей Текслер должен проявить силу, показать ее, иначе с ним просто не будут всерьез считаться. Вопрос «рубки голов» стоит очень остро. И вопрос ресурса силовиков тут оказывается ключевым. Без него врио губернатора оказывается просто каким-то консультантом по лучшим решениям.

— Как будут себя вести челябинские элиты, как финансово-промышленные, так и «коммунально-ларечные»?

— Разделим их на две группы.

Есть первая — те, кто имеют федеральную «прикрышку» и попросту слишком велики: это те же «трубники», тот же Александр Аристов (владелец ЧЭМК и «Арианта», — прим. ЕАН), тот же «великий и ужасный» Виктор Рашников (владелец ММК, — прим. ЕАН). Они, вероятно, будут просто выжидать, причем не факт, что выжидать совсем уж благожелательно. 

Тот же визит Текслера в Магнитогорск прошел без участия Рашникова — Виктор Филиппович не снизошел до того, чтобы потратить свое время, вернуться в город и лично встретить нового губернатора, а прислал гендиректора ММК Шиляева. Это задает некий уровень «вот тебе приказчик, с ним и общайся». 

С другими видными деятелями этой когорты (с тем же Аристовым, например) личных встреч, насколько я знаю, пока тоже не было. Так что выжидают, смотрят, пробуют на зуб.

Вторая же группа — все эти «мелколаречные», те, кто сидят на разного рода городских потоках, — по большому счету слишком мелки, чтобы их вообще принимать во внимание. Они выстроятся по команде и отдадут честь. Да, может быть мелкий саботаж, но никаких интриг не будет: не тот уровень, для них это слишком опасно.

Поймите, Челябинск — город с, в общем-то, пришибленными элитами. В отличие от того же Екатеринбурга, где есть и мозаичность, и интриги, и битвы, и амбиции. И я думаю, что Владимир Тунгусов рано или поздно еще выдаст «парфянскую стрелу» Евгению Куйвашеву. Причем на самом деле дело не в Тунгусове и не в Куйвашеве.

В Челябинске же все по-другому. Элиты у нас «строевые», из разряда «чего изволите-с?». И они не готовы реально биться даже за свои кровные интересы. Как гражданин начальник скажет, так они и сделают. Надо будет, скажем, Виталию Рыльских и Сергею Овчинникову сдать весь свой Советский район и все капиталы — они сдадут. Разумеется, если у губернатора будет на это государев мандат и ребятам подтвердят, что так оно и есть, он имеет право с них требовать. 

Обычно такой «ярлык на княжение» новым главам регионов выдают. Посмотрите на тот же Нижний Новгород с Глебом Никитиным. Там все работает — мэра снесли, снесли и всех местных «купчин», которые попытались как-то противодействовать. Остальные выстроились в ряд.

— В любом случае новый глава региона — это всегда шанс и на развитие области, и на если не полную смену, то на значение обновление элит. Как вы думаете, будет ли этот шанс использован?

— Давайте подождем хотя бы месяц. Вопрос, что в голове у Текслера, какой у него образ мыслей, какой у него образ «идеального мира». Если это образ включает в себя красивый европейский город с булыжными мостовыми, булочными, вкусно пахнущими на весь квартал по утрам, и вежливыми полицейскими на перекрестках — все будут только рады. Если это образ, например, работать и зарабатывать в промышленном центре, а отдыхать и на выходные ездить в Москву и на курорты — это немного другая история. Но что у Текслера в голове, мы не знаем.

При этом у него действительно есть уникальный шанс сломать ту систему политическо-олигархической олигополии, что сложилась в последние годы на самом деле не только в Челябинской области. 

Для этого надо обратиться к людям через голову этих олигархов и создать финансовые, организационные и другие интерфейсы для вхождения людей в экономику, политику и все остальные сферы жизни региона. 

— Для этого понадобится не один год.

— Да. Но и не десятилетия. На самом деле все делается довольно быстро. Просто посмотрите последние модернизационные практики. И не только, скажем, в маленьких странах Прибалтики, но в той же Москве. И люди для этого у нас в Челябинске есть на самом деле...

— Воспользуется ли Алексей Текслер этим шансом, этими возможностями?

— Скоро все увидим.

Беседовал Дмитрий Моргулес.

Фото: Ярослав Наумков

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+