June 2, 2023, 09:10 AM
ЕАН

«Надо поддать огня»: новый главный режиссер челябинского театра «Скарабей» - о том, что изменится, а что останется прежним

Челябинский детский Театр песка и теней «Скарабей» в этом году откроет десятый, юбилейный сезон. Творческая группа работает с самой юной аудиторией 0+, 6+. 12+. В репертуаре театра интерактивные спектакли, в которых актеры взаимодействуют со зрителями, кукольно-теневые, в которых специальные теневые куклы «оживают» в руках артистов и вовлекают зрителей в волшебное красочное представление, развивают фантазию и воображение. Есть и своя изюминка - спектакли с применением песочной анимации, основой которых является живопись песком, в том числе и цветным. О творческих планах в новом театральном сезоне и не только корреспондент ЕАН поговорил с главным режиссером «Скарабея» Романом Прецером, который заступил на новую должность в начале года.

- Расскажите, пожалуйста, о главных планах на будущий театральный сезон.

- Каких-то безумно долгосрочных перспектив мы не формулируем. Планируем открыть сезон «Алисой» Кэролла. Спектакль будет как раз для юношества, мы сознательно подняли ему рейтинг, нам разрешили его сделать 12+, это как бы не взрослый, получается, спектакль. Идеальный, подходящий под «Пушкинскую карту», как бы не для малышей делается, чтобы мы могли с кэролловскими смыслами, темами, идеями, мотивами как-то интересно поиграть, сделать спектакль визуально более наполненным.

Планируем Пушкина делать – «Руслана и Людмилу». Я думаю, успеем к осени или декабрю выпустить этот спектакль.

Песочный сольный спектакль «Путешествие по серебряной реке» у нашей художницы Вики Меллер выйдет. Довольно любопытный, это интерпретация японской сказки. Она взята как основа, но действие перенесено в Челябинск. 

Вика просто использует некую образную систему этой сказки, пытаясь найти свой резонанс с ней, вспоминая свое детство, свое путешествие, и вот что это будет, как это будет выглядеть - посмотрим!

 - «Скарабей» — это детский театр? Или есть взрослые постановки?

- Мы реставрируем, реанимируем «Ворона»: это прямо классический спектакль для взрослой аудитории. Но мы не стремимся ни к какому ребрендингу. Взять и стать взрослым театром - у нас нет такой потребности.

«Скарабей» - театр детский, но мне больше нравится называть его семейным, то есть нам хочется, чтобы люди разных возрастов ходили, каждый мог испытать какое-то свое впечатление, получить какой-то свой смысл из тех постановок, которые уже есть в театре и которые мы планируем создавать в дальнейшем.

 - Как обновился репертуар? Увидят ли зрители премьеры?

- Вот как раз «Алиса» очень зацепит зрителя, надеюсь. Дело в том, что Кэролл мне достался «по наследству»: когда я пришел, он был уже заявлен, но ничего не было сделано, а его нужно было запускать.

Очень привлекательный автор за счет популярности сказки и, мягко говоря, не самый драматургичный, потому что его сказка выстроена по другой логике. И ты не столько следишь за путешествием героев из точки А в точку Б, сколько тебе интересует каждая отдельно взятая остановка. Это не совсем традиционная сказочная история, когда мы боремся со злом, совершаем какие-то волшебные деяния, выполняем квесты, доходим до какой-то точки. Скорее, последовательность каких-то сцен, зарисовок, диалогов, и очень сложно было определить какую-то тему, которая взволновала бы нас всех, объединила и позволила бы делать интересный спектакль.

Мы ее нашли, вычленили, мы поняли, что Страна чудес хоть и очень веселое место, но довольно хаотичное, даже пугающее своей абсолютной анархичностью, место, где не действуют правила, законы языка, физики и логики. Место, куда стоит попасть ради того, чтобы понять, что здорово оказаться на свободе и чуть-чуть побыть, конечно, в состоянии полной анархии. Но еще лучше, когда ты все-таки можешь преодолеть анархию, потому что какой-то действительно смысл, что-то созидательное, что-то гармоничное в хаосе не рождается.

Оно рождается из какого-то порядка, другое дело, что если тебя какой-то порядок родителей, например, не устраивает. Тебе говорят, то не делай, это не делай, так себя не веди, а так себя веди, но все равно каждый вырастает и становится самостоятельной личностью.

Человеку самому выбирать свои ориентиры, идеалы, пусть с опорой на родителей, на школу, на обучение. Каждый из нас - индивидуален, каждый – личность и выбирает свой путь. 

Вот хорошо было бы на контрасте совершить путешествие. Каждый подросток, мне кажется, его совершает внутрь себя, в какой-то полный хаос, нигилизм, анархию и дезориентацию, чтобы из этого выстроить уже какие-то правила, свою систему ценности и координат. Мы пытались визуализировать этот процесс. Для нас путешествие «Алиса» - путешествие вглубь себя, попытка найти ответ на вопрос: «А как это может быть интересно, какие визуальные образы, вообще в какую систему можно все это перевести, чтобы зрители от этого путешествия прям обалдели?" Чтобы это было здорово, музыкально, визуально, и вот примерно об этом мы пытаемся сделать спектакль.

 - Будут ли какие-то новые подходы к представлениям? Может, сама концепция подачи поменяется?

- На мой взгляд, совершенно логично, что спектакль сам себя представляет. Сейчас мы, например, выпускаем снова нашего «Кота в сапогах». Эта история сделана для малышей, и, разумеется, все, начиная с афиши, продолжая работой с аудиторией, маркетинговой компанией, заточено на самых маленьких зрителей.

В случае со «Скарабеем», по крайней мере, пока, учитывая, что театр формируется, очень сложно говорить о какой-то общей стратегии на уровне маркетинговых ходов, дизайн-кода, стандартизации афиш. Это очень успешно и классно делает, например, Молодежный театр. Наш театр еще не сформировал своего зрителя полностью, мягко говоря. Театр еще в поиске самого себя, и уже оформлять это все во что-то единое, когда мы еще про себя понятия не имеем, хотя приблизительно уже начинаем догадываться, было бы как-то странно.

Поэтому пока позиция простая: мы к каждому спектаклю относимся индивидуально, профессионально, с заботой и вниманием.

- Вы наверняка уже присмотрелись к оборудованию, реквизитам. Скажите, нуждаются ли они в замене или обновлении?

- Все происходит абсолютно последовательно, в положенный срок. Если чего-то нет, не хватает или нуждается в замене, все происходит планово. Мы всегда на связи с Министерством культуры региона и получаем полную и необходимую поддержку. Нет в театре ничего такого, что категорически, катастрофически нуждалось бы в замене или обновлении.

- Творческий состав остается тот же? Чего вы, как новый руководитель ждете от своей команды?

- Творческий состав не меняется, он замечательный. Я от команды жду движения в одном направлении. Для меня принципиально важно, чтобы с ним были все согласны. Не то что я хочу людям навязать как руководитель, а спустя несколько месяцев работы, мне кажется, мы нащупали какую-то правильную дорожку.

Артисты хотят больше ролей, хотят спектакли интереснее, разнообразнее, хотят играть для самого разного зрителя, внимание к себе, а я очень хорошо понимаю, что внимание к артистам - это внимание к театру. Я понимаю, что разнообразие спектаклей, в том числе жанровое, возрастное, стилистическое - это путь к более широкой аудитории. То, чего хочу я, в этом смысле идеально совпадает с тем, чего хочет коллектив.

- Если возникают споры, как приходите к решению? Слышите ли друг друга?

- Мы обсуждаем на самом деле все. Мне очень сложно представить себе, что артисты будут репетировать, например, сцену, содержание которой они не понимают, и дух, который они не разделяют. Или что художник будет делать костюм, декорацию, создавать какой-то аудиовизуальный контент, опять же не разделяя того направления, в котором мы движемся.

Другое дело, что обсуждение не носит открытый явно демократический характер. Театр - вообще не самая демократическая сфера.

Меня очень волнуют понимание и восприятие тех или иных решений и движений. Но я не выношу это на суд, не жду вердикта, скорее, мягко ставлю перед фактом. Пытаюсь показать, объяснить, обсудить с ними, найти какие-то точки соприкосновения с материалом, ходом, решением, которое мы будем применять. Чтобы у людей возникло ощущение, что они работают все-таки внутри процесса, который они одобряют, и идут к какому-то художественному результату, смысл которого их удовлетворяет, устраивает, и они готовы высказывать эти идеи, работать в такой форме.

- Московские критики в рамках фестиваля «Сцена» в 2018 году отметили: то, что делает «Скарабей», не делает больше никто в России....

- Да я бы так не сказал. Нужно быть, наверное, реалистами все-таки. Песок - это одна из наших самых главных специфик, не самый часто использующийся в российских театрах материал, это правда.

Нельзя сказать, что «Скарабей» - единственный театр, который работает с песком и песочными спектаклями. Но мы пытаемся на этом сформировать свое лицо и стиль. Мне это лично очень импонирует, и, когда я стал главным режиссером, мне очень понравился вообще песок как материал и то, что с ним можно сделать.

- Говорят, вы называете «Скарабей» синтетическим театром. Что это значит?

- Это означает, что наша фишка - это синтез всего, что представляют из себя и чем могут быть перфомативные искусства. Это может быть и музыка, и танец, и песочная анимация, и теневой перфоманс, а может быть классический драматический театр. И от всего мы стараемся брать по крупицам в тех постановках, которые впереди. Мы будем очень часто прибегать к синтезу.

Сложно сказать, насколько это правильно. Мне самому, например, как режиссеру, чистота жанра и формата очень нравится. Я бы не хотел, например, видеть в опере, какой бы она ни была, может быть, классическая постановка, может быть, современная постановка, фрагменты драматической игры и драматического спектакля (ирония - прим. Романа Прецера). Но если это синтез все-таки грамотный и положен в основу спектакля, если это то зерно, из которого спектакль растет, тогда этот синтез может быть убедительным, интересным, увлекательным.

Мы стараемся двигаться в эту сторону. Не так, что давайте сделаем мюзикл, напихаем туда кучу детского песочного, или не так, что давайте поставим драму, но будем там тенями периодически заигрывать или куклами. А скорее, пытаемся понять, что такое мы можем поставить, в рамках чего синтез был бы органичен.

Вот в рамках Кэррола синтез органичен, потому что Страна чудес - настолько хаотичное, безумное, образное, сложное вообще место с визуальной, содержательной точки зрения, что вот этот сам по себе хаос во многом оправдывает те разнообразные выразительные средства, которые мы применяем для того, чтобы ее построить.

- Цены на билеты будут повышаться или останутся прежними?

- Пока цены на билеты более чем разумны, рационально расписаны (от 200 до 250 рублей – прим. ЕАН). В ценовом диапазоне мы работаем с привлечением зрителей, хотим, чтобы их было больше, мы хотим играть спектакли чаще, соответственно, никакой потребности в увеличении цены на билет у нас нет.

- Планируется ли в этом сезоне выезжать куда-либо с гастролями?

- Во-первых, «Скарабей» гастролирует довольно часто и в рамках города, и по области. Хочется гастролировать больше, ездить на фестивали, на более статусные и интересные площадки, но бежать впереди паровоза не очень хорошо. Сейчас задача вполне конкретная.

Нужно сформировать такой репертуар, чтобы зритель нас полюбил, чтобы нам самим было интересно с этим репертуаром в дальнейшем работать, чтобы каждый спектакль был для нас такой маленькой жемчужинкой, которую нам приятно хранить в нашей шкатулке. 

Мне кажется, что когда мы его сформируем, то почувствуем, что теперь можем себя показать, вывести как-то вширь, за пределы города, на какие-то серьезные фестивали.

В некоторые спектакли нужно просто поддать огня, и они займут достойное место в репертуаре. Но и очень многое мы будем делать с нуля, просто потому, что я новый руководитель, но мы поймали какую-то общую волну, нам хочется продолжения. Этим объясняется то, почему мы выдумываем как бы все с нуля и делаем довольно большое количество премьер за короткий срок либо обновлений.

Напомним, режиссер, сценарист и актриса Оксана Горькавая ушла из театра в конце прошлого года. Творческий состав остался прежним. В нем семь актеров и два художника по песку. Располагается «Скарабей» в историческом здании кинотеатрального объединения «Кировец». Внутри удалось сохранить барельефы и фрески советского прошлого. В 1980-е в «Кировец» приезжали художники из Ленинграда, чтобы украсить фойе и лестничные пролеты.

Перед началом каждого спектакля гости слушают аудиоэкскурсию о дворце культуры и театре «Скарабей». 

 Министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин: солисты у нас получают так же, как министр 

Валентина Яковлева

Источник фото: Дарья Агафонова для ЕАН, группа "Скарабей" в соцсетях
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+