February 16, 2023, 11:26 AM

Топ-менеджер Сбера рассказал о новом виде мошенничества: «Жертву заставляют совершить теракт»

Сбербанк столкнулся с новым видом мошенничества, когда жертву «зомбируют» и принуждают к терроризму. Об этом заявил зампредседателя правления Сбера Станислав Кузнецов в ходе форума «Противодействие мошенничеству и социальной инженерии» на форуме «Кибербезопасность в финансах», который проходит в Екатеринбурге.

Суть схемы в следующем: мошенники похищают деньги у жертвы, а потом уверяют обманутого, что если тот пойдет подожжет банкомат или даже отделение, то и деньги вернутся. «Просто издеваются над людьми», – отметил топ-менеджер.

«У нас есть случаи, когда подожгли наши «Зоны 24» под угрозой принуждения со стороны телефонных мошенников с Украины», — подчеркнул эксперт. И этот вид мошенничества только набирает обороты с конца 2022 года, когда был зафиксирован первый такой случай.

По его словам, телефонное мошенничество сейчас проходит очередную трансформацию. «Само оно возникло недавно, примерно в 2016 году. До 2020 года это был только вывод средств и только транзакции. А потом транзакции плюс кредиты. И эта целая новая проблема – мы насчитали, что в 2021 году не менее 250 млрд рублей было под риском уйти к мошенникам. В 2022 году транзакции, кредиты и еще жилье, то есть люди лишались недвижимости в результате действий мошенников», – рассказал зампред Сбера.

Конец 2022 года, по словам Кузнецова, принес «зомбирование и принуждение». Произошло 12 поджогов банкоматов, три случая поджогов «Зон 24» Сбербанка. «Один клиент даже не наш. Слава богу, без жертв, вовремя потушили. У клиента украли 120 тыс. рублей, и ему приказали прийти, разлить бензин и поджечь, мы по камерам все это видим», – рассказал топ-менеджер.

На пленарной сессии он рассказал, что для эффективной борьбы с телефонным мошенничеством необходимо объединить усилия всех сторон, использовать новейшие технологии и усовершенствовать законодательство. 

 «Человек более уязвим, чем банк»: заявление главы ЦБ о борьбе с мошенниками По словам Станислава Кузнецова, в последние годы и финансовый сектор в целом, и Сбер в частности много сделали для противодействия мошенничеству. прежде всего — в сфере социальной инженерии (это случаи, когда люди сами отдают преступникам деньги, находясь под их воздействием). Удалось ликвидировать мошеннические кол-центры, которые находились в местах лишения свободы. Были усовершенствованы механизмы антифрода банков и операторов мобильной связи, в том числе на основе технологий искусственного интеллекта, что позволяет пресекать большинство подозрительных переводов в режиме реального времени. Законодательство также было доработано.

В результате телефонное мошенничество в отношении клиентов Сбера сократилось в 15-20 раз. Однако общий объем такого мошенничества в 2022 году вырос на 40 %. Это означает, что преступники переключились с клиентов Сбера на клиентов других банков.

Через несколько месяцев, как только будут приняты поправки к Федеральному закону № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Сбер будет обязан не принимать распоряжения клиентов по переводам на реквизиты предполагаемых мошенников из специальной базы Банка России в течение двух дней, добавил Станислав Кузнецов. Это станет мощным ударом по преступникам, ведь за это время люди обычно понимают, что были обмануты, и смогут вернуть свои деньги. 

Ранее ЕАН рассказывал, что более 90 % кол-центров, работающих против россиян, сегодня находятся на территории Украины.

Юлия Литвиненко

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+