September 18, 2020, 11:56 AM

Авторская колонка Сергея Наследкова: административная мобилизация зависимого электората не дает эффекта

Уральские политтехнологи приняли участие во многих кампаниях Единого дня голосования. Первые выборы эпохи COVID-19 — как это было? Рассказ Сергея Наследкова, работавшего в Магаданской области, где выбирали областную думу и думу города Магадан.

Почему победила «Единая Россия»

В Магаданской области карантинные ограничения были одними из самых мягких в стране, и они не нанесли заметного урона экономике региона. Соответственно, этот процесс прошел не так болезненно для населения. Вся торговля работала уже в мае, общепит открылся в июне. Кроме того, из-за ограничений передвижения по стране показала рост сфера торговли: жители, которые обычно уезжают на лето в центральные районы страны, остались дома.

Местные власти действовали без лишней жесткости, не применяли драконовских мер, и в итоге все это, несомненно, отразилось на рейтинге как губернатора, так и власти в целом. Мы отметили это еще во время соцопроса, проведенного в июле. Рейтинг Сергея Носова, по сравнению с доковидным мартом, вырос, хотя и до этого был достаточно высоким. Рецепты успеха у населения для губернатора очевидны. Это открытость, диалог с людьми, демонстрация реальных результатов и изменений. Все просто и стандартно. Поэтому стратегия всей выборной кампании строилась именно на присоединении партии к губернатору, который возглавлял список кандидатов в областную думу.

В 2018 году, когда я приехал работать в Магадан на выборы Носова, там был огромный запрос на перемены. И Носов во многом сумел этот запрос удовлетворить, нужно отдать ему должное. Было опасение, что сработает эффект завышенных ожиданий: мгновенных перемен, когда по волшебству все становится прекрасно. Но тем не менее прошло уже два года, а рейтинг Носова остается очень высоким. Люди на фокус-группах говорили, что видят изменения — пусть и не так быстро, но в области и правда стали происходить позитивные перемены.

В политике ЦИК ЕР стало куда больше технологичности, появились специалисты по выборам, которые готовы слушать людей на местах и уйти от догматизма, от лозунговой риторики и работать на результат. С другой стороны, ЕР, как партия власти, всегда на местах служила точкой притяжения людей, которые стремятся к карьере либо заинтересованы в лоббировании бизнес-интересов. Такие карьеристы скорее пойдут в партию власти, чем в оппозицию, по вполне понятным причинам.

 Авторская колонка Платона Маматова: пожар и наводнение во время чумы 

Как победила «Единая Россия»

Мы агитировали не столько за «Единую Россию», сколько за губернатора и других лидеров списка, и ориентация на конкретных людей в итоге дала результат. Сам по себе рейтинг ЕР не высок, как и везде на Дальнем Востоке.

Многие опасались протестного голосования, опасались «Хабаровска». Мы знаем, что дальневосточные регионы считаются оппозиционными, стоит только вспомнить историю с Фургалом, случившуюся в разгар избирательной кампании. Однако какого-то значительного влияния хабаровская ситуация на настроения в Магаданской области не оказала. Попытки «кормить голубей» закончились тем, что две субботы на улицы выходили от 30 до 50 человек. И это был тот же протестный актив, который группируется вокруг местных сторонников Навального.

Мы сделали определенные выводы из голосования за поправки, которое в Магаданской области закончилось не очень удачно.

Главный вывод, к которому мы пришли, — нужно отказываться от административной мобилизации и возвращаться к старым добрым методам: агитационная сеть и мобилизация сторонников. От сгона зависимого электората его лояльность вовсе не повышается.

Во время первых двух дней голосования штабам кандидатов-одномандатников поставили задачу провести мобилизацию сторонников. И эта задача была выполнена. С другой стороны, оппозиция решила привести своих в последний день — воскресенье: они очень активно продвигали эту идею. Но даже по статистике видно, что мобилизовать протестников им не удалось. Даже на экзит-полах на самых проблемных участках в Магадане мы видели, что в воскресенье процент голосования за ЕР снизился незначительно. 

Региональные особенности

Удивительно, но у магаданцев и свердловчан есть некоторые общие черты. Возможно, это связано со схожим климатом: короткое холодное лето, дожди, в целом переменчивая погода. Магаданцы похожи на екатеринбуржцев своим независимым поведением. Всякие методы принуждения к голосованию не эффективны в обоих регионах. И на Среднем Урале, и в Магадане нужно реально работать: заниматься агитацией, привлекать сторонников — только за счет этого можно добиваться результата.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+