October 19, 2019, 08:02 AM

«Будем головы откручивать». Как Алексей Текслер проблемные объекты осматривал

Глава Сосновского района Евгений Ваганов одиноко стоял рядом со зданием будущего детского сада в поселке Шигаево. Моросил мелкий противный осенний дождик. Небольшой каток перекрывал въезд на асфальтированную площадку. Но до нее еще надо было доехать метров триста по классической российской грунтовке, прилично разбухшей от грязи и воды.

Евгений Ваганов, немного нервно переступая с ноги на ногу, ждал Алексея Текслера. Поездка главы региона по проблемным стройкам района стала неожиданной, и подготовиться к ней было довольно трудно.

Здание будущего детского сада выглядело на удивление свежо на фоне окружавшей его слякоти. Но — только на первый взгляд. Вблизи сразу становились видны те или иные недоделки. Вот на углу не замазали штукатуркой теплоизоляцию, а чуть поодаль рабочие доделывали отмостку цоколя. Сквозь отверстие, которое не было застеклено, виднелся совершенно не отделанный подвал. А угол ярко-зеленой бетонной конструкции, выступавшей чуть в сторону от основного контура здания, был отчетливо покорежен, скорее всего — чем-то очень тяжелым.

На будущей детской площадке шли кое-какие работы — ими занималось с пяток людей и колесный погрузчик, месивший грязь к видимому удовольствию своего водителя.

Вскоре к зданию подъехали два дорогущих японских джипа, из которых вышли, вероятно, представители подрядчика. Поприветcтвовав Ваганова и немного пообщавшись, они вместе с главой района пошли внутрь детского сада. Видимо, осматривать то, что они будут показывать губернатору.

Чуть позже Ваганова окружили журналисты и попробовали расспросить его про объект.

«Нашей вины в проблемах со сдачей нет», — сразу начал оправдываться Ваганов. — «Строят застройщики сами, мы лишь потом выкупаем объект. За чей счет? Ну, областной, федеральный. Почем? Ну, точно не помню. По 780 тысяч за одно место. Сколько в садике мест? 155, кажется. Ну, вот и перемножайте. Миллионов 118 где-то» (на деле получалось 120,9 миллиона — прим ЕАН).

«Дорога? А что не так с дорогой? Ну, мало ли что грунтовая. Еще проектирование идет, зимой отсыпем, а весной нормальную сделаем», — продолжил глава района, о том, как до весны родители будут водить или возить в детский сад детей по слякоти и грязи.

Впрочем, лицо Ваганова не скрывало того, что он сильно нервничает.

«Тут вот, понимаете, мы-то выкупим, а потом придет прокуратура, и скажет, что дорого, и нас потом сажает», — несколько опасливо добавил глава района. Ему и впрямь неприятны все эти истории с детсадами. Особенно в свете уголовного дела по факту якобы выкупа еще одного здания под детсад по явно завышенной цене, по которому уже находится под домашним арестом первый зам Ваганова Игорь Азархин.

Вскоре, наконец, подъехал микроавтобус с главой региона. Господин Ваганов вытянулся в струнку перед еще закрытой дверью, и в этот момент напоминал персонажа из фильма «Кин-дза-дза». Кажется, сейчас он произнесет «ку», и два раза присядет...

Алексей Текслер не мешкая приступил к осмотру детского садика. Его не устроил ни внешний вид, ни то, что он увидел внутри. Отделочные работы, в принципе, уже шли вовсю, но строителей на объекте было мало, и, судя по всему, они решительно не успевают сдать объект к назначенному сроку (10 ноября).

Выражение лица Алексея Текслера, и его немигающий взгляд ничего хорошего не означали.

«Я уже был на этом объекте, и мы с вами договаривались, что к 1 декабря здесь будут дети. И как вы собираетесь выполнять обещание?», — невесело спросил Текслер застройщика. Тот в ответ что-то промолвил про то, что к сроку сдачи все будет готово.

«У вас людей на объекте не хватает! Сколько сейчас на объекте?» — продолжил глава региона.

«Сорок человек», — ответил застройщик. 

«Сколько еще понадобится?», — спросил Текслер министра строительства области Виктора Тупикина. Тот, немного поразмышляв вслух, заявил, что как минимум еще сорок.

«Ну, добавим», — промямлил застройщик.

«Не «ну, добавим», а у вас выхода нет!», — Текслер явно был готов повысить голос, но сдерживал себя. 

Отдельно досталось Евгению Ваганову за дорогу.

«А сразу нельзя было подумать и синхронизировать работы?» — вопрос главы региона главе района был скорее риторическим. Господин Ваганов лишь тяжело вздыхал, и, словно школьник-двоечник обещал, что подумает в следующий раз. Но я бы не был так в этом уверен.

Вторым объектом стал мост через реку Зюзелга в селе Долгодеревенское. И мост, который уже активно асфальтировали, стал единственным объектом, не вызвавшим нареканий у Текслера. Строители обещали сдать его в эксплуатацию уже через неделю, и похоже, успевают, даже с запасом.

Детский сад в поселке Есаульский — 1978 года постройки. Здание внешне крепкое, но внутри уже требовавшее ремонта. Собственно, ремонт и начали делать, только вот немного не успели.

«Понимаете, у нас было 4,5 миллиона изначально, мы провели торги по электрике, и у нас образовалась большая экономия. Мы на эту экономию еще и отопление отторговали», — заведующая детcким садом, молодая улыбчивая женщина, казалось, была рада всему — и приезду губернатора, и возможности доложить об успехах в ремонте (хотя по срокам, конечно же был срыв).

Алексей Текслер сначала строго глянул на заведующую, потом, выслушав ее, вновь переключил внимание на Евгения Ваганова. Сначала главе района досталось за, видимо, неквалифицированно составленную смету, которая, собственно, и позволила в итоге получить экономию. Затем — за то, что власти района не смогли сообразить и помочь хотя бы с новым линолеумом.

«Помогите коллегам!», — то ли просил, то ли требовал Текслер.

«Поможем», — в очередной раз виновато вздохнув, помолвил Ваганов, выглядевший, как провинившийся школьник, который ждет лишь одного — окончания выговора.

Школа в поселке Есаульский — объект сложный и скандальный. В прошлом году с большим трудом и серьезным отставанием по времени сдали само здание школы, однако пришкольная территория, где планировался, в частности, стадион, так и остались невоплощенными.

Алексей Текслер выслушивал сбивчивые объяснения главы района, чуть более уверенные слова представителя субподрядчика, и, наконец, внятное пояснение от Виктора Тупикина.

Пикантность ситуации была в том, что генподрядчиком стройки была компания «Челябстройкомплекс», которая принадлежит… семье предыдущего главы региона Бориса Дубровского. Но если верить Виктору Тупикину, она не только не дала школу вовремя, но еще и не расплатилась с субподрядчиком, а теперь еще и судится с властями района. Субподрядчик же уверял Текслера, что сам проект школы был, мягко говоря, некачественным, и в ходе работ над зданием пришлось вносить определенные коррективы…

«Ситуация очень простая, мне предельно понятная. Бардак это называется», — резюмировал Алексей Текслер, и проследовал внутрь. В школе ему показали спортзал, столовую, кабинет робототехники с работавшим 3D-принтером, актовый зал и пару кабинетов. После этого глава региона пообщался с оказавшимися на его пути школьницами, а также сотрудниками школы. После чего процессия направилась к следующему объекту.

Детский сад в микрорайоне «Звездный» на Краснопольской площадке — практически такой же, что и в поселке Шигаево. И дорога к нему — полкилометра по непролазной грязи. Даже полноприводному джипу, следовавшему в кортеже Алексея Текслера, пришлось нелегко.

И подрядчики — те же, знакомые по Шигаево лица.

Только вот проблема с объектом куда масштабнее, чем в первом случае. Строительная готовность — процентов 70, внутри еще идут монтажные работы, про отделку никто пока даже не заикается. Стройплощадка — одна большая грязная лужа… А сдать объект необходимо к 30 ноября. То есть — через месяц.

«Сколько человек сейчас на объекте?», — начал Алексей Текслер.

«Шестьдесят», — ответил представитель подрядчика.

«А сколько надо вывести на объект, чтобы сдать его в срок?», — спросил глава региона уже у Виктора Тупикина. Тот, немного порассуждав, предположил, что примерно в четыре раза больше.

«Видите, министр утверждает, что для сдачи объекта надо 250 человек», — Текслер смотрел на подрядчика почти с яростью. — «Вы понимаете, что это все финансируется по нацпроекту из федерального бюджета? И в случае срыва сроков будет отказ от финансирования? А следующие стройки?».

«Выведем 250 человек», — промолвил подрядчик.

«Когда?!»

«В понедельник» — вздыхал обладатель дорогого джипа.

«Вы их где возьмете?»

«У наших субподрядчиков есть необходимое количество»

«Виктор Александрович, возьмите на контроль. Чтобы 250 человек в понедельник были на объекте!», — распорядился глава региона, и вновь повернулся к подрядчику. — «Те, кто будут срывать сроки сдачи, будут нерукопожатны».

А потом, чуть отдалившись от журналистов, пытавшихся пройти по узким коридорам, добавил: «Головы откручивать будем».

Следом в программе поездки значилось совещание в школе неподалеку. Однако по пути на него случилось то, что на памяти автора этих строк, произошло впервые едва ли не со времен губернаторства Вадима Соловьева.

Микроавтобус с губернатором все-таки застрял в грязи.

В голове уже возникли картинки, как застройщики и глава Минстроя вместе с охраной под крики «А ну-ка, дружно!», вытаскивают автомобиль из колеи…

Но нет — водитель проявил все мастерство, надавил на все педали, и старенький Mercedes смог самостоятельно выбраться на твердую поверхность.

А Евгению Ваганову опять досталось за то, что не подумал о дороге к детскому саду.

На совещании, прошедшем в помещении школьной библиотеке, Алексей Текслер был почти беспощаден.

Он вновь повторил про нерукопожатность тех, кто будет брать на себя обязательства по строительству социальных объектов, и срывать сроки. Добавил, что если в этом году планируется к постройке 11 детских садов, то в следующем планируется начать возведение еще 26. А кроме этого — девять школ, больницы, другие объекты…

«Евгений Григорьевич, я ведь от вас ни одного звонка или сообщения о проблемах не получил. А теперь я вынужден по каждому объекту работать индивидуально. И по дорогам. Там нет дорог, даже направлений нет» — продолжал взбучку Текслер.

Евгений Ваганов в очередной раз громко вздохнул,

«С такой организацией работы, мы как людям-то в глаза смотреть будем?», — произнес Текслер. Представители застройщиков сидели, краснели и что-то чертили в своих блокнотах.

«Виктор Александрович, мы жилье строим, а школ нет, детских садов нет. Как такое вообще могло быть? Посмотрите декларации застройщиков. Говорят про школы, детские сады. И ни одной школы»! — Текслер был неумолим. И его явно не устраивал ответ Виктора Тупикина про смену алгоритма работы министерства. — «По каждому объекту, областному или муниципальному, министерство должно быть в курсе дел и мониторить».

И для начала — проверить, сколько людей выведет застройщик на объекты в Шигаево и «Звездном». Причем для верности — построить и пересчитать. Можно по ногам, а потом поделить на два. 

Иначе, видимо, не получится.

Показать комментарии (2)
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+