February 1, 2019, 06:18 AM

Челябинск. Городские кланы. «Молодогвардейцы» и «старики-разбойники»

Вся элита Челябинска — в проекте ЕАН

Мы продолжаем рассказывать о политической элите Челябинска. Сегодня известный в регионе журналист Дмитрий Моргулес рассказывает о самом агрессивном клане, претендующем на власть в столице Южного Урала, и о ветеранах челябинской политики.

Часть четвертая

(Продолжение. Часть 1 — здесь, часть 2 — здесь, часть 3 — здесь.)

«Молодогвардейцы»

Самая молодая, наиболее агрессивная группа влияния, действующая как на уровне города, так и на уровне всей Челябинской области. Названа по политической «колыбели» ее лидеров и значительной части представителей.

У группы два четких лидера, возглавляющих свои «крылья», — это депутат Госдумы, председатель комитета по экологии Владимир Бурматов и вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров. При этом их ресурсы, цели и повестка во многом не пересекаются, но дополняют друг друга. Эксперты отметили, что разговоры о том, что политические пути Бурматова и Гаттарова разошлись, на практике имеют под собой мало оснований. Да и прошлое связывает их слишком крепко.

Другое дело, что непосредственно к челябинской политической повестке гораздо больше отношения имеет крыло Владимира Бурматова.

«Этот конгломерат — принципиально иной, нежели все остальные группы влияния в городе и области, — считает один из опрошенных нами экспертов. — Практически весь сегодняшний «первый эшелон» политэкономической элиты пришел в политику из бизнеса в 90-х — 2000-х годах, прежде всего с целью его расширения и/или защиты. Их генезис — бизнес, их система ценностей и успеха, их базовые интересы — именно в бизнесе, а политика и власть — лишь средство. Гаттаров и Бурматов же — выходцы из общественно-политических структур. И всю свою карьеру строят именно по этой линии. Свою группировку, ее структуру выстраивают именно как политическую систему, с опорой на общественно-политические структуры и институты. И основная цель для них - власть. Деньги же, безусловно, значимый, но скорее пока еще не цель, а ресурс. Хотя бы потому, что у них еще нет таких финансов, как у их конкурентов во властно-политическом пространстве города и региона».

Владимир Бурматов (фото Андрей Ткаченко)

Кадровый состав группы

Лидеры

Владимир Бурматов — депутат Государственной думы РФ, председатель комитета Госдумы по экологии, член комиссии по ТЭК при президенте РФ, член Генсовета партии «Единая Россия».

Пожалуй, самый активный на сегодня политик не только в Челябинске, но и в области. Помимо собственно политического статуса федерального уровня и лидерства в мощной региональной группе влияния имеет заметную поддержку во властных структурах федерального же уровня, в том числе связанных с такими же, как он, выходцами из «Молодой гвардии», а также партнерские отношения с частью промышленных групп, чьи производственные мощности находятся на территории региона.

Руслан Гаттаров — вице-губернатор Челябинской области, экс-член Совета Федерации РФ. За годы работы на федеральном уровне обзавелся полезными связями и контактами, которые старается поддерживать. В зоне его деятельности в качестве вице-губернатора — работа экономического блока области.

«Крыло Бурматова»

Феликс Панов — член Общественных палат РФ и Челябинской области.

Анатолий Вершинин — депутат Законодательного собрания Челябинской области.

Александр Галкин — депутат городской думы Челябинска, председатель комиссии по социальной политике.

Олег Дубровин — директор медиахолдинга ОТВ, председатель Общественной палаты Челябинской области.

Дамир Утарбеков — первый зам. руководителя исполкома регионального отделения «Единой России», координатор «Молодой гвардии» по Уральскому федеральному округу.

Максим Голощапов — руководитель штаба «Молодой гвардии» по Челябинской области.

Эркин Маматов — директор МБУ «Спортивный город».

Юрий Панов — депутат собрания депутатов Металлургического района Челябинска.

Вячеслав Бурматов — проректор по молодежной политике ЮУрГУ, брат Владимира Бурматова.

Дмитрий Макаров — общественный деятель, учредитель общественных организаций, директор нескольких юридических лиц, входящих в «орбиту» крыла.

Алла Ципордей — пресс-секретарь Владимира Бурматова, отвечает за информационную деятельность Бурматова на территории Челябинской области, включая договоренности о сотрудничестве со СМИ.

Руслан Гаттаров (фото Андрей Ткаченко)

«Крыло Гаттарова»

Яна Куприкова — зам. министра экологии Челябинской области.

Илья Таболин — заместитель министра экономического развития Челябинской области.

Яна Коваленко — руководитель Центра кластерного развития Челябинской области.

Алексей Бобов — руководитель Агентства инвестиционного развития Челябинской области.

Артур Юсупов — руководитель Фонда развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области, руководитель проекта «Территория бизнеса».

Ольга Алейникова — экс-руководитель Агентства международного сотрудничества Челябинской области, ныне частный предприниматель.

Валерий Денисенко — директор Агентства международного сотрудничества Челябинской области.

Сибагатулла Аминов — глава Кунашакского района (малая родина Руслана Гаттарова).

Евгений Киселев — близкий друг Гаттарова, владелец значимых юридических лиц, входящих в сферу интересов лидера крыла.

Евгения Гаттарова — сестра Руслана Гаттарова, владелец части семейного бизнеса.

Максим Судаков — инвестор, совладелец «IT-park Челябинск».

Альберт Аминов — председатель профкома ЮУрГУ.


Ресурсы группы

Кадровый ресурс

Самый значительный среди всех групп влияния в городе. Имеет два основных источника происхождения — это профкомы вузов города, и прежде всего ЮУрГУ, а также региональный штаб «Молодой гвардии». Ресурс этот группа бережно охраняет, ставя на ключевые для него посты (председатель профкома ЮУрГУ и проректор этого вуза по молодежной политике) своих людей. 

Феликс Панов (фото zvu-74.ru)

«Степень политического слияния с руководством ЮУрГУ дошла до такого уровня, что уже можно говорить о почти свершившемся поглощении «молодогвардейцами» крупнейшего вуза региона», - считает политолог, кандидат философских наук Андрей Лавров.

Не менее значимая в последние годы «кадровая поляна» — структуры при минэкономразвития области, созданные по инициативе Руслана Гаттарова. По мнению экспертов, функционируют они не только по прямому предназначению, но и фактически в качестве «кадровых инкубаторов» для всей группы. К тому же существуют они не за счет ресурсов группы, а за счет областного бюджета.

Сейчас группа располагает десятками, если не сотнями лояльных молодых функционеров разного рода и толка и единственная из всех групп влияния способна закрыть своими кандидатами все 170 округов в районные советы депутатов на предстоящих выборах.

Финансовый ресурс 

Одно из относительно слабых мест группы. Собственного значимого финансового ресурса ни у Владимира Бурматова, ни у Руслана Гаттарова нет (у последнего есть относительно крупный и близкий ему лично бизнес, но он явно не того масштаба, что требует политическая жизнь в Челябинске и области). 

Кроме того, Гаттаров четко отделяет свои бизнес-интересы и политику и не замечен в трате собственного экономического ресурса на политические цели. 

Крыло Бурматова отчасти копит ресурсы за счет вклинивания в разного рода рентные бизнесы (в основном полулегальные парковки и прочая мелочь), а отчасти — за счет партнерских отношений с частью крупного промышленного бизнеса. Так, на выборах в Госдуму одним из жертвователей в избирательный фонд Бурматова хотела стать Русская медная компания. Эксперты отметили возможную связь депутата с группой «Мечел».

Крыло Гаттарова содержит свои «кадровые закрома» во многом за счет областного бюджета.

«Конечно же, как любые «молодые и голодные», они жадны до денег. Но создавать бизнесы им не дано, отбирать бизнесы, кроме стоянок, им еще не дают, остается только дойка государства, муниципалитета и крупных корпораций под какие-то политические цели», - считает директор аналитической группы «Интро-Н» Дмитрий Чудиновских.

«У лидеров группы есть два важных качества, — считает политтехнолог, гендиректор информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин. — Во-первых, они научились использовать в своих интересах финансовые возможности бюджета области, а во-вторых — они умеют работать с потенциальными и реальными спонсорами. Политический фандрайзинг у них на высоте».

Электоральная база поддержки 

Относительно средняя, но в ближайшей перспективе может резко расшириться. Группа ведет активную полевую работу как на территории депутатского округа Владимира Бурматова, так и на тех территориях, которые лидер крыла видит возможными для захвата. Энергии и сил для активной «полевки» у молодых сторонников Бурматова более чем достаточно.

«Конечно, часть их базы — лояльная молодежь, подверженная административному давлению вузовских профкомов, — считает Алексей Ширинкин. — Но они переключили свои усилия и на людей среднего и старшего поколения. Это, с одной стороны, шаг логичный, а с другой — на этих же социальных группах сосредоточены все участники политического процесса. Значит, и конкуренция будет острой».

«Я бы не забывал еще и про определенные возможности партийной мобилизации со стороны «Единой России», все-таки Владимир Бурматов — член генсовета партии и назначен от нее куратором нынешней избирательной кампании», - дополнил коллегу Андрей Лавров.

Силовой ресурс 

Значимого, особенно в сравнении с другими группами, — нет. Действительно прочных связей в высшем эшелоне региональных силовых структур опрошенными экспертами не отмечено. Есть определенная активность в неформальных силовых обществах (в СМИ проходили публикации об имеющейся связи со структурами, якобы подконтрольными экс-командиру челябинского ОМОНа Сергею Резвому).

Медийный ресурс 

Один из ключевых для группы и особенно для Владимира Бурматова.

С помощью назначения на пост директора медиахолдинга ОТВ Олега Дубровина удалось фактически поставить его работу на службу интересам группы и лично Бурматова, который, судя по частоте появлений в СМИ и соцсетях, последние несколько месяцев работает практически в режиме избирательной кампании губернаторского масштаба. При этом содержится ОТВ за счет областного бюджета, а не ресурсов группы. 

Относительно лоялен Бурматову и государственный холдинг ГТРК «Южный Урал» (филиал ВГТРК). Замечен в подчеркнутой лояльности депутату Госдумы официозный медиахолдинг «Гранада-пресс», а также связанные с ними политологи и комментаторы. 

Большим тиражом (от 160 тыс.) выпускается ежемесячное издание «Депутатский вестник». Группа использует медийные возможности регионального отделения «Единой России».

Кроме того, группа наиболее эффективно ведет мониторинг и работу в соцсетях (включая создание некой сети ботов). Один из опрошенных нами экспертов отмечает возможную поддержку Бурматова и его медиаресурсов со стороны отдельных чиновников управления общественных проектов администрации президента РФ, в том числе так называемого «ситуационного центра».

Цели и задачи группы на 2019 год

Минимальные — прежде всего захват территорий через максимальное наполнение своими людьми районных собраний депутатов (во всех районах без исключения, ради этого будут по факту нарушены любые договоренности о выставлении/не выставлении кандидатов по округам). И, как следствие, — получение заметного присутствия в городской думе Челябинска, вплоть до председательства в комиссиях, поста вице-спикера, а при удачном раскладе — и спикера.

В этом плане самые жесткие конфликты, прежде всего у «крыла Бурматова», будут с конгломератом, связанным с Александром Аристовым (Рыльских-Овчинников и Барышев), а также всеми более-менее сильными игроками в районах Челябинска (семья Мительманов, Борис Видгоф, Станислав Мошаров, связка Бодров-Куркин и так далее). Конфликты не личные, а именно системные — и «молодогвардейцы», и «аристовские» имеют одни и те же цели и метят для захвата одни и те же территории, потоки и ресурсы.

Максимальные — в определенной временной перспективе (если не в 2019, так позже) — завоевание власти в Челябинске (пост мэра города и контроль над гордумой, а при удачном раскладе — и власть в Челябинской области, пост губернатора).

«Главный союзник этой группы — время, — считает Алексей Ширинкин. — Да, их основные оппоненты в борьбе за Челябинск — прежде всего Александр Аристов и Виталий Рыльских — все еще более чем достаточно сильны. Но каждый новый год, каждый новый день играет на стороне «молодогвардейцев». И пока не видно тех, кто бы мог их остановить, прежде всего в средне- и долгосрочной перспективе».

«Старая гвардия»

Группа, представляющая из себя скорее этакое сообщество, сплоченное вокруг фигуры председателя Законодательного собрания области, секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Владимира Мякуша.

Состоит по большей части из возрастных, опытных депутатов Законодательного собрания, либо привязанных к Челябинску территориально (округа), либо имеющих на территории города экономические интересы, собственность.

Владимир Мякуш (фото Андрей Ткаченко)

Большая часть этих людей уже прошла пик своей политической карьеры и лоббистских возможностей. Тем не менее учитывая совокупный формальный политический статус, а также влияние на партийный ресурс в регионе и собственные финансовые возможности представителей группы, эти люди еще способны отчасти влиять на события. Правда, в основном решая задачу по сохранению собственного статуса-кво.

Помимо собственно представителей группы к ней довольно близки игроки «второго эшелона» (семья Мительман, руководитель и совладелец ЧТПЗ Александр Федоров, отчасти — председатель городской думы Челябинска Станислав Мошаров, семья Бориса Видгофа).

По отношению к другим основным группам влияния эта группа ведет себя либо нейтрально, либо лояльно, однако по объективным причинам именно они являются одной из наиболее вероятных «жертв» растущего влияния «молодогвардейцев» и их лидера Владимира Бурматова. Последние, совершенно очевидно, рано или поздно (скорее, рано) предпримут попытку отнять и ресурс регионального отделения «партии власти», и руководящие позиции в Заксобрании.

Кадровый состав группы

Лидер — Владимир Мякуш

Опытнейший политик, самый опытный из действующих политических игроков в регионе. Председатель Законодательного собрания, которым руководит уже почти 14 лет. Секретарь регионального отделения «Единой России». Владелец семейного бизнеса, коренная территория — Металлургический район Челябинска.

Юрий Карликанов — первый вице-спикер Заксобрания, семья владеет крупным строительным бизнесом в Челябинке, который в последние годы испытывает масштабные проблемы.

Константин Струков (фото dostup1.ru)

Анатолий Брагин — вице-спикер Заксобрания, экс-прокурор Челябинской области.

Константин Захаров — вице-спикер Заксобрания, владелец крупного завода «Теплоприбор», находящийся в Металлургическом районе Челябинска.

Константин Струков — вице-спикер Законодательного собрания, один из самых богатых людей региона (входит в топ-200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes), владелец группы компаний «Южуралзолото».

Владимир Горнов — депутат Заксобрания, владелец крупнейшего в регионе кирпичного завода.

Марина Поддубная — депутат Заксобрания, опытнейший чиновник, начинавшая карьеру еще в середине 90-х годов в мэрии Челябинска.

Александр Журавлев — депутат Заксобрания, глава комитета по социальной политике, экс-главврач Челябинской областной клинической больницы.

Александр Мотовилов — депутат Заксобрания, экс-руководитель исполкома регионального отделения «Единой России».

Елена Ильюшина — политтехнолог, начальник организационно-аналитического управления аппарата Заксобрания.

Олег Маханьков — депутат городской думы Челябинска, главный врач Областной клинической больницы № 3.

Александр Мотовилов (фото chelyabinsk.er.ru)



Ресурсы группы

Кадровый ресурс

Скорее слабый. Повторимся, это не классическая «группа влияния», а скорее сообщество людей, объединенных политической ситуацией и обстоятельствами. Поэтому и единого кадрового ресурса нет, есть те или иные возможности у каждого из представителей сообщества. У кого-то они больше, у кого-то меньше. Но значимого количественного ресурса опрошенные эксперты не наблюдают.

Финансовый ресурс 

Безусловно, значительный. Однако он также не общий, единый, а скорее, персонифицированный. У Константина Струкова он достаточен для решения практически любого уровня политических задач в масштабах города. У Анатолия Брагина или Марины Поддубной его просто нет.

«Важно не только собственно наличие ресурса, но и готовность его тратить, — напоминает Алексей Ширинкин. — Насколько такая готовность имеется — вопрос».

Юрий Карликанов (фото Челябинский бизнес портал)

Электоральная база поддержки 

В рамках округов, от которых депутаты избирались в Челябинске, — достаточно значительная. Прежде всего — в Металлургическом и отчасти Курчатовском районе (если считать союзную группе семью Мительман). Территория «протоптанная», методики и люди имеются. Другое дело, что эта территория пересекается с округами депутатов Госдумы Андрея Барышева («Советско-Калининские») и Владимира Бурматова («Молодогвардейцы»), а значит, входит и в их сферу интересов и их полевых структур.

Есть также партийный ресурс, за возможности которого будет вестись борьба с тем же Владимиром Бурматовым.

Силовой ресурс 

Системного, общегруппового нет. Есть достаточно широкие личные связи в правоохранительных структурах и неформальных силовых сообществах отдельных представителей группы.

Медийный ресурс

Собственного — практически нет. С другой стороны, финансовые возможности позволяют при желании и необходимости быстро его создать и развить.

Цели и задачи группы на 2019-й год

Главная и единственная цель — «сохраниться» на как можно более долгий срок, сохранить свои ресурсы, интересы, собственность, статус. Ключевым в этом смысле для представителей этой группы является не 2019 год, а 2020 - 21-е годы, когда пройдет кампания по выборам в новый созыв Заксобрания и выборы в Государственную думы РФ. 

Загадывать на более долгий срок трудно. Владимиру Мякушу исполнилось 70 лет, большинство его соратников также в критическом для современной российской политики возрасте.

Читайте также:

 Челябинск. Городские кланы. 2020: перед большой турбулентностью 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+