February 4, 2019, 06:20 AM

Челябинск. Городские кланы. Семьи

Вся элита Челябинска — в проекте ЕАН

Мы продолжаем рассказывать о политической элите Челябинска. Сегодня известный челябинский журналист Дмитрий Моргулес расскажет о ее «втором эшелоне» — заметных, самостоятельных игроках, обладающих определенным набором ресурсов, однако в силу разных причин не оказывающих (или не желающих оказывать) решающего влияния на политические расклады в столице Южного Урала.


Часть пятая

Второй эшелон

(Продолжение. Часть 1 — здесь, часть 2 — здесь, часть 3 — здесь, часть 4 — здесь.)

«Второй эшелон» политэкономической элиты Челябинска интересен и разнообразен. Здесь есть те, кто обладает значительными ресурсами и интересами, но на уровне не города, а в целом Челябинской области и пока не вступает в непосредственную борьбу за саму столицу. Есть те, у кого имеются и интересы, и ресурсы, но они слишком локальны.

Кто-то обладает лишь частью ресурсов, необходимых для превращения в полноценного политического игрока, либо не обладает должной степенью самостоятельности в принятии решений. А кто-то просто сосредоточился на экономике, не проявляя себя в политическом пространстве.

Валерий Гартунг

Пожалуй, самый опытный политик на территории Челябинской области, депутат Государственной думы РФ с 1997 года. На сегодняшний момент — пожалуй, единственный в области, имеющий серьезный федеральный политический бэкграунд (был первым лицом «Партии пенсионеров», сейчас — секретарь президиума Центрального совета партии «Справедливая Россия» (по сути — второй-третий человек в партии), лидер регионального отделения партии в Челябинской области. Имеет давние и хорошие личные отношения с лидерами регионального СПП, входит в его члены.

Базовая территория Гартунга в Челябинске — Ленинский и часть Советского района (в Ленинском находится основной актив его семьи — Челябинский кузнечно-прессовый завод). Опрошенные эксперты считают, что большая часть политических интересов Гартунга лежит не столько в плоскости города, сколько на уровне области и федерации.

Так, несмотря на его досадное поражение в 2016 году на выборах в Госдуму по одномандатному округу, социологи и политологи считают именно Гартунга самым опасным из возможных соперников Бориса Дубровского на осенних губернаторских выборах (из местных политиков).

Однако Валерий Карлович также считается лучшим в регионе мастером политической игры и использования политического ресурса и потенциала, в том числе протестного. Если и не догонит, так точно согреется. Так, в 2016 году депутатом Заксобрания от «Справедливой России стал советник президента Русской медной компании Анатолий Еремин. В этом же году РМК Игоря Алтушкина, по официальным данным, была крупнейшим спонсором «эсеров».

Валерий Гартунг (фото spravedlivo.ru)

В этой связи, несмотря на то, что «Справедливая Россия» не участвовала в предыдущих выборах в городскую думу и не представлена в ней, есть вероятность того, что Гартунг под вывеской партии проведет некоторую кампанию либо ее имитацию.

Кадровый ресурс

Достаточно ограниченный возможностями регионального отделения партии и заводских структур Гартунга. 

Финансовый ресурс 

Собственный — относительно невелик. Но, возможно, Валерий Карлович найдет спонсоров...

Электоральная база поддержки

Есть определенный процент преданных сторонников лично Гартунга и «Справедливой России», прежде всего — среди старших слоев населения и протестного электората с невысоким достатком.

Силовой ресурс

Значимого — нет.

Медийный ресурс

Ограничен возможностями собственных усилий партии. До ухода с поста директора ГТРК «Южный Урал» Петра Васильева был постоянным гостем телеканала. Сейчас медийное присутствие минимально.

Цели и задачи на 2019-й год

Если все-таки будет принято решение проводить активную кампанию в городскую думу, то накрыть весь город кандидатами и обеспечить их ресурсами у Гартунга не хватит сил. Но вот на Ленинский и Советский район — вполне возможно. Это, вкупе с четко работающей в полях, опытной и преданной партийной структурой, вполне может доставить неприятности конкурентам по этим территориям.

С другой стороны — повторимся — главные интересы и возможности у Валерия Гартунга лежат уровнями выше. И связаны либо с возможным участием в выборах губернатора (от чего он, впрочем, уже отказывался публично), либо с выборами в Заксобрание в 2020-м году (в региональном парламенте у партии своя фракция) и прежде всего — с выборами в Государственную думу в 2021 году.

Борис Видгоф

Борис Видгоф — владелец достаточно крупного по меркам города бизнеса (Группа компаний «Бовид», сеть премиальных гостиниц, коммерческая недвижимость, торговля люксовыми автомобилями и грузовиками), а также достаточно локальный, но сверхамбициозный игрок на политическом пространстве Челябинска, переживающий своего рода «ренессанс» после нескольких лет в тени.

Первый расцвет Видгофа в политике пришелся на время мэрства Михаила Юревича. Более того, в 2009 году Видгоф некоторое время пробыл председателем городской думы. Однако с назначением Юревича на пост губернатора Челябинской области тот предпочел оставить «на гордуме» Станислава Мошарова, а Видгоф получил лишь пост его первого заместителя. В эти же годы сын Видгофа Михаил стал депутатом Законодательного собрания области, кем и остается по сей день.

Тяжелое политическое поражение Видгоф потерпел пять лет назад, когда у него случился конфликт с «политическим» вице-губернатором Николаем Сандаковым. Последний сделал все, чтобы Видгоф не попал в новый состав гордумы. После того, как Сандаков был задержан, а спустя несколько лет осужден, Борис Ефимович начал процесс восстановления своего политического влияния и статуса.

«Коренная территория» Бориса Видгофа — Тракторозаводский район Челябинска, где расположена большая часть его семейного бизнеса.

Борис Видгоф (фото bovid.ru)

Кадровый ресурс

Достаточно локальный и небольшой, ограничен собственным бизнесом и людьми, связанными с общественной деятельность семьи. Есть четко работающая «полевая» структура во главе с бывшим главой района Горбуновым. Видгоф имеет поддержку действующего главы района Галины Гавриловой.

Возможностей конечно, хватит, чтобы «закрыть» своими силами райсовет и провести нескольких человек в гордуму, но не более. 

Финансовый ресурс

Для осуществления локальной кампании на уровне района — более чем достаточный.

Электоральная база поддержки

Избирательные округа на территории района «вытоптаны» вдоль и поперек. Прежде всего электорат Видгофа — среднее и старшее звено избирателей, в том числе с не самым высоким достатком.

Силовой ресурс

Ограничен личными связями Видгофа с руководителями силовых структур (которые, впрочем, любят его гостиницы, фитнес-залы и спа-комплексы).

Медийный ресурс

Ограничен районными СМИ. Но финансы позволяют его при необходимости увеличить.

Цели и задачи на 2019 год

Минимум — сохранение под контролем территории Тракторозаводского района, ее зачистка от оппонентов (группа Владимира Шумакова) и недопущение вхождения на «поляну» других групп влияния (прежде всего «молодогвардейцев»).

Максимум — полный контроль над районом, проведение в гордуму максимально возможного числа депутатов, попытка побороться за «полный реванш» — пост председателя гордумы. Правда, здесь он столкнется с не меньшими амбициями групп Рыльских-Овчинникова, Барышева и Бурматова. Поэтому более реальный вариант — возвращение на пост одного из зампредов гордумы.

Станислав Мошаров

Станислав Мошаров почти девять лет занимает пост председателя городской думы Челябинска, при этом с 2010 по 2015 годы именно этот пост давал право называться главой Челябинска. Кроме того, Мошаров — президент Союза российских городов.

Изначально был пролоббирован на этот пост Михаилом Юревичем после его ухода на пост губернатора. Одной из задач Мошарова в то время был контроль и мониторинг (а где надо — и право вето) за действиями главы администрации Челябинска Сергея Давыдова.

Всегда проявлял себя командным игроком, знающим тему, нейтральным по отношению ко всем «городским кланам» и умеющим избегать публичных конфликтов. Остался на своем посту после прихода во власть в области «магнитогорских».

Впрочем, достоинства вылились и в проблемы. Сначала «магнитогорские» с подачи Николая Сандакова в результате муниципальной реформы «отжали» у Мошарова звание главы города, закрепив его за главой администрации (им стал Евгений Тефтелев). А сейчас именно Мошаров (точнее, его пост) становится главной мишенью для атаки со стороны большей части групп влияния (группы Рыльских/Овчинникова, группа Барышева, «молодогвардейцы», отчасти — Борис Видгоф). 

А нейтральность в итоге превратилась в отсутствие значимых системных союзников («магнитогорские» ими так и не стали).

«Коренная территория» — Ленинский район, откуда избирался в гордуму сам Мошаров и где находятся его основные сторонники.

Кадровый ресурс

Собственный — невелик. Можно отметить разве только председателя районного собрания депутатов Андрея Рябенко, депутата гордумы Сергея Резникова да нескольких районных активистов. Потенциально Мошарова могут поддержать в ЧТПЗ, ресурс остальных союзников (Владимир Бодров, Алекандр Вышегородцев, потенциально — «Старая гвардия») мал и находится в других районах города. К тому же в силу разных причин в последние годы он растерял большую часть политтехнологической команды, эффективно работавшей в его интересах все эти годы.

Станислав Мошаров (фото Андрей Ткаченко)

Финансовый ресурс

Относительно невелик. Для ведения кампании на территории района вполне может хватить, для проведения в гордуму пула сторонников — вряд ли.

Электоральная база поддержки 

Часть Ленинского района, несколько округов «утоптаны» на совесть.

Силовой ресурс 

Ограничен личными связями и аппаратными возможностями спикера гордумы

Медийный ресурс

Небольшой пиар-бюджет городской думы, локальные возможности в районе.

Цели и задачи на 2019 год

Большая часть опрошенных экспертов считает, что Станиславу Мошарову будет чрезвычайно трудно сохранить за собой пост председателя гордумы. Прежде всего ему надо защитить свою «коренную территорию» и постараться сохранить положение дел в районе. После этого — сохранить максимально возможное присутствие в городской думе. И лишь после этого и обретя новых союзников, прежде всего на уровне партии и лучше бы федерального центра, — пытаться сохранить за собой председательство.

Другой вариант — переход на новую работу по другой линии.

Семья Мительман

Отец и сын Мительманы — достаточно яркие игроки на политической и бизнес-сцене Челябинска. «Коренная территория» — значительная часть Курчатовского района Челябинска.

Отец — Семен Аркадьевич — один из опытнейших политиков региона, владелец крупного по челябинским меркам бизнеса (недвижимость, ломбарды, ювелирка), один из самых богатых людей Челябинска. Экс-партнер по холдингу «Мизар» с Виталием Рыльских (партнерство просуществовало 15 лет, до 2009 года), был близок к Александру Аристову. Депутат Законодательного собрания Челябинской области уже 20 лет. С 2001 по конец 2018 года — заместитель председателя Заксобрания области. Один из лидеров регионального СПП, имеет большой авторитет в предпринимательских кругах города.

Сын — Илья Семенович — трижды избирался депутатом городской думы Челябинска, сейчас — вице-спикер. Лидер движения «команда Мительмана», включает в себя пул депутатов Курчатовского районного собрания. 

Кадровый ресурс

Относительно невелик. На уровне района — движение «команда Мительмана», районные активисты, плюс кадры из бизнеса Мительмана-старшего.

Илья Мительман (фото 74mi.ru)

Семен Мительман (фото 74.ru)

Финансовый ресурс 

При необходимости — более чем достаточен. Вопрос скорее в желании его тратить.

Электоральная база поддержки

Избирательные округа в Курчатовском районе. «Утоптаны» достаточно качественно. В основном люди среднего и старшего возраста, а также часть предпринимательского сообщества.

Силовой ресурс

Достаточно ограничен. Есть некоторые собственные структуры безопасности, кроме того, у Мительмана-старшего имеются обширные личные связи в правоохранительных органах.

Медийный ресурс

Минимален и локален. При необходимости и определенных вложениях его можно быстро нарастить.

Цели и задачи на 2019 год

У отца и сына — разные.

Для Ильи Мительмана — это прежде всего защита территории, на которую ожидаются посягательства со стороны группы Барышева и «молодогвардейцев», а также коллег по районному собранию депутатов (у Ильи Семеновича не сложились отношения с частью районного собрания). По возможности — сохранение места в городской думе. Сохранение поста зампреда — под вопросом (коллеги по гордуме также не очень-то довольны Ильей Семеновичем).

Семен Аркадьевич — ветеран челябинской политики и бизнеса (67 лет). Основная его задача — по возможности поддерживать сына, а также (если примет решение) — избирательная кампания в Заксобрание в 2020-м году, сохранение статуса политика областного масштаба.

Семья Вайнштейн

Одни из самых заметных представителей челябинской элиты, начавшие свое восхождение наверх на рубеже 80-х - 90-х годов прошлого века. Значимая часть некогда одного из самых влиятельных кланов на территории Челябинской области, которых было принято обозначать как «христенковские» по фамилии неформального лидера Виктора Христенко — в разные годы вице-губернатора Челябинской области, министра и вице-премьера правительства России, руководителя структур Евразийского экономического союза.

Кроме семьи Вайнштейн к «клану Христенко» в разное время в бизнес- и политическом сообществе региона и было принято относить семьи Фишер и Ройзман, Марка Лейвикова, бизнес-омбудсмена Челябинской области Александра Гончарова, «группу ЧТПЗ» (Андрей Комаров и Александр Федоров) и даже Виктора Рашникова.

Сейчас Вайнштейны — одни из самых богатых людей в Челябинске, владельцы достаточно крупного и разнообразного бизнеса, среди которых выделяются крупнейший агрокомплекс «Чурилово», крупнейшая в регионе частная сеть медцентров «Лотос», проекты в сфере строительства и недвижимости (ЖК «Западный луч», ЖК «Гагарин резиденс» и т. д.).

Долгое время основным активом семьи Вайнштейн и ее ближайшего партнера Марка Лейвикова был «Челябэнергосбыт» — крупнейший и гарантирующий поставщик электроэнергии на территории региона. Однако несколько лет назад в результате закрытых процессов актив был переуступлен структурам, связанным с Мариной Сечиной, а в прошлом году встал вопрос о банкротстве предприятия.

Сохраняет семья и весомое политическое представительство, контролируя и финансируя региональное отделение партии ЛДПР. Впрочем, трех депутатов, представляющих партию в Законодательном собрании региона, вряд ли можно напрямую отнести к «людям семьи», как и Владимира Деняева, представляющего ЛДПР в думе Челябинска.

Последние годы лидером семейного клана является Сергей Вайнштейн, который с 2011 по 2016 год был депутатом Государственной думы. На выборах в Госдуму в 2016-м году проиграл в упорной и острой борьбе в Златоустовском одномандатном округе Олегу Колесникову. Однако в Госдуму по партспискам прошел Виталий Пашин — человек Вайнштейнов, куратор партийных отделений в Челябинской и Курганской областях.

Знающие Сергея Вайштейна люди отмечали, что собственное поражение на выборах он воспринял достойно и спокойно сосредоточился на ведении семейного бизнеса.

При этом наблюдатели отмечают, что семья Вайнштен, обладая, с одной стороны, внушительным влиянием и связями, а с другой — способностью договариваться, достаточно успешно себя чувствовала при любой власти — и при губернаторстве Петра Сумина, и при мэрстве, а затем губернаторстве Михаила Юревича.

А не так давно на сайте 74.ru проходила информация, что партнером одного из проектов семьи Вайнштейн — строительства торгово-развлекательного комплекса с аквапарком в Советском районе города — стала компания, одним из учредителей которой является Александр Дубровский — сын нынешнего главы региона Бориса Дубровского.

Кадровый ресурс

Достаточный для успешного ведения бизнеса и обеспечения эффективной деятельности регионального отделения партии. Но — вряд ли более того.

Сергей Вайнштейн (фото Ярослав Наумков)

Финансовый ресурс

В масштабах Челябинска довольно значительный. Только проигранная кампания по Златоустовскому округу, по оценкам опрошенных экспертов, могла обойтись минимум в несколько десятков миллионов рублей и при этом не нанесла сколь-нибудь действительно заметной пробоины в благосостоянии семьи. Однако для серьезного расширения политического представительства этих возможностей вряд ли хватит.

Электоральная база поддержки

Традиционный электорат ЛДПР и прочий потенциально протестный электорат. Однако для выборных кампаний по одномандатным округам, а не по партспискам этого оказывается недостаточно.

Силовой ресурс

Личные связи представителей семьи и в силовых структурах, и в неформальных сообществах (прежде всего связанных со спортом) на уровне города и области достаточно серьезны. 

Медийный ресурс

Практически отсутствует (ну не считать же таковым партийные издания).

Цели и задачи

По большому счету основные усилия будут направлены на сохранение своего рода статуса-кво: развитие бизнеса и поддержание уровня политического представительства и взаимоотношений с властью в городе и области (при любом главе региона). Несколько опрошенных собеседников отмечают, что в силу нескольких причин главные для семейного клана события (и усилия, которые будут сконцентрированы на них), скорее, произойдут в 2021 году (год новых выборов в Государственную думу РФ).

Читайте также:

 Челябинск. Городские кланы. 2020: перед большой турбулентностью 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+