January 31, 2020, 12:59 PM
Дмитрий Моргулес

Что произошло в «Тракторе» и как все это понимать. Мнение Дмитрия Моргулеса

Челябинский хоккейный клуб после нескольких лет откровенного бардака пытается навести порядок в своем хозяйстве. И, хотя, скорее всего, «Трактор» еще будет какое-то время потряхивать, кажется, впервые за долгое время есть повод испытывать осторожный, но все же оптимизм.

В «Тракторе» — ожидаемые и в то же время неожиданные перемены. На внеочередном общем собрании клуба было принято решение о смене генерального директора. Вместо известного предпринимателя Бориса Видгофа клуб возглавит Иван Савин, бывший капитан «Трактора», а ныне — совладелец и председатель совета директоров компании «ЗаряД» (ведущий российский производитель хоккейной амуниции, прежде всего клюшек).

Кроме того, в клубе сформирована рабочая группа, которая займется формированием новой управленческой структуры «Трактора», а затем и формированием стратегии развития клуба на средне- и долгосрочный период.

Конечно же, общее собрание формально затвердило решение, которое на деле было принято президентом «Трактора», губернатором Челябинской области Алексеем Текслером. 

При этом Борис Видгоф остается в клубе на позиции вице-президента клуба и будет принимать участие в деятельности организации. Но вся полнота исполнительной власти и вся ответственность за результат работы всего клуба лежит теперь именно на Иване Савине и ни на ком другом. Это особо подчеркнул присутствовавший на общем собрании клуба первый вице-губернатор региона Виктор Мамин, курирующий «Трактор» от областной власти. И это стоит трактовать прямо — теперь решения (кадровые, финансовые, публичные и закрытые) формирует и принимает Савин. И только он. И отчитывается он только перед главой региона и перед общим собранием клуба. Как и прописано в уставе «Трактора».

Сейчас уже, наверное, можно сказать, что перемены в клубе назревали. Алексей Текслер обещал принять те или иные кадровые решения по итогам выполнения или невыполнения руководством «Трактора» задач на сезон — Алексей Текслер обещание выполнил. Как только стало окончательно понятно, что шансы «Трактора» на попадание в плей-офф стремятся к нулю.

Кандидатура Ивана Савина, насколько мне известно, возникла на уровне разговоров около месяца с небольшим назад и была одной из нескольких обсуждавшихся в очень узком кругу посвященных в ход развития событий. Но, наверное, единственной, против которой не высказался никто из тех, чье мнение спрашивали.

Кстати, я не буду кидать камни вслед покидающему пост гендиректора Борису Видгофу. О его личностных достоинствах и недостатках знает, наверное, весь деловой и политический Челябинск. Но он, конечно, любит (пусть местами и очень по-своему) и хоккей, и «Трактор». И рискнул предложить себя в качестве руководителя клуба не в самые простые времена, когда нужно было разгребать «авгиевы конюшни», оставленные предыдущим, «магнитогорским» руководством. На это нужно определенное мужество.

Да, Борис Ефимович совершил ряд ошибок, у него многое не получилось. Но у него хватило яиц и на то, чтобы вовремя не мешать и дать дорогу новому руководителю. Насколько я знаю, Видгоф не был против того, чтобы его сменил именно тот, кто его в итоге сменил.

Иван Савин — в прошлом очень приличного уровня хоккеист, воспитанник челябинского хоккея, проведший в «Тракторе» несколько сезонов. Один из тех, кто возвращал «Трактор» из дебрей Высшей лиги назад в Суперлигу. Один из немногих, кто пользовался и пользуется безоговорочным авторитетом в болельщицкой среде.

Кроме того, Савин — один из создателей очень успешного проекта, компании «ЗаряД», которую он основал вместе с хоккейной легендой Данисом Зариповым и вывел на уровень крупнейшего производителя профессиональных и любительских хоккейных клюшек из композитных материалов в России (до появления компании их в стране просто не производили). Более того, в прошлом году половину компании приобрел через одну из своих структур Росатом, который намерен значительно расширить и масштаб, и рынки присутствия «ЗаряДа».

А еще у Савина небольшой, но очень успешный опыт руководства челябинским отделением Ночной хоккейной лиги, большие связи в хоккейном и не только мире (клюшкой «ЗаряД» играет сам Владимир Путин), и имидж сильного и волевого человека.

В общем, в бэкграунде — сплошной позитив. Но сейчас перед Савиным стоит, возможно, самый серьезный вызов в его профессиональной карьере.

Во-первых, потому, что «Трактор» во всех отношениях существенно больше «ЗаряДа». В разы больше. И по количеству работающих в организации людей, и по объему крутящихся в структуре денег. И по сложности и разнообразию структуры организации. «ЗаряД» на самом деле не такое уж большое производство, крупный цех. «Трактор» — структура с тремя хоккейными командами, серьезным медицинским штабом, довольно мощной инфраструктурой, транспортным цехом, снабжением, большим объемом маркетинга, продаж (билеты, атрибутика и т. д.)… Только хоккеистов на контрактах около 100 (на три команды), плюс никак не меньше технического персонала, плюс огромное количество привлекаемых к деятельности клуба внештатных специалистов и подрядчиков.

Соответственно, и задачи, стоящие перед клубом, его руководителем, куда более разнообразны. И спортивные, и коммерческие, и организационные, и имиджевые.

Но самое сложное, с чем придется столкнуться новому гендиректору «Трактора», — это то, что принято называть «медными трубами». Огромное публичное давление. Которое не сравнить с тем, что когда-то испытывал игрок «Трактора» Иван Савин, стоя на льду перед трибунами в старенькой «Юности».

В Челябинске, как известно, как нигде больше (как минимум в России) хоккей — больше, чем просто хоккей. А «Трактор» — больше, чем просто спортивный клуб.

Уверен, уже сейчас, спустя пару часов после назначения, телефон Савина раскалывается от звонков и сообщений от тех, кто «хочет просто посоветовать от всей души». И тех, что будет лить в уши елей. 

А еще именно в «Тракторе», как нигде, от любви до ненависти — один шаг. Неудач здесь не прощают. Никому. О том, каково это, Савин может спросить хотя бы у еще одного экс-капитана «Трактора» и когда-то очень харизматичного игрока Андрея Николишина. Который еще игроком получил прозвище «Батя», которое, впрочем, быстро трансформировалось в «физрука» при первых неудачах Николишина в качестве тренера команды.

Если Савин справится с лестью прихлебателей, давлением публики и объемом работы, будет думать своей, очень неглупой головой — поклонникам команды можно будет испытывать осторожный оптимизм. Не справится — Алексей Текслер уже продемонстрировал, что не выполняющие поставленные задачи в его команде не задерживаются.

Пока у нового гендиректора «Трактора» есть некоторое время — назначение в конце февраля позволяет ему в спокойном режиме принять дела, разобраться в них, определиться с ключевыми кадрами и, вместе с рабочей группой, — с новой структурой организации. И начать основательно, методично готовиться к следующему сезону. Который во многом станет для «Трактора» определяющим.

Источник фото: chelhockeyhistory.ru.com, ХК «Трактор»
Показать комментарии (3)
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+